Первый вице-премьер РФ Сергей Иванов заявил, что Россия будет соблюдать мораторий на выполнение Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) до тех пор, пока его не ратифицируют другие участники.
"Мы объявили мораторий и никого больше не будем информировать о передвижении войск на собственной территории. До тех пор, пока наши партнеры не ратифицируют этот договор, мы будем соблюдать мораторий", - приводит "Интерфакс" слова Иванова, сказанные в Брянске.
Отвечая на вопросы, Иванов заявил: "Президент (Путин) не сказал, что мы выходим из ДОВСЕ. Президент предложил ввести мораторий на его выполнение". "Почему мы должны выполнять положения документа в одностороннем порядке?" – риторически вопрошает с оттенком упрека первый вице-премьер.
Иванов напомнил, что ДОВСЕ был подписан в то время, когда в мире "существовало два блока, два лагеря". "Мы отказались от блоковой системы, другие не отказались", - заметил он. По его мнению, продвижение военной инфраструктуры НАТО к российским границам сегодня продолжается.
"Продвижение военной инфраструктуры к нашим границам реально продолжается", - подчеркнул он. В этих условиях, отметил Иванов, Россия подписала, ратифицировала и выполняет адаптированный ДОВСЕ, в том числе с учетом фланговых ограничений, определенных этим документом.
"Мы не могли иметь необходимое количество войск, в том числе бронетехники, в ходе контртеррористической операции в Чечне из-за фланговых ограничений", - заявил первый вице-премьер. Вместе с тем, отметил он, "другие государства никаких обязательств по этому договору на себя не взяли".
Напомним, ДОВСЕ подписали в 1990 году в Париже 22 государства. Договор вступил в силу в ноябре 1992 года. По сути это был договор между странами НАТО и Варшавского договора, и основной его целью являлось установление более безопасного баланса в Европе за счет сокращения основных вооружений обычных вооруженных сил, а именно: боевых танков, боевых бронированных машин, артиллерийских систем, боевых самолетов и ударных вертолетов. После распада СССР и расширения НАТО в ноябре 1999 года в Стамбуле все участники ДОВСЕ подписали Соглашение об адаптации Договора, предусматривающее отход от блоковых ограничений к национальным и территориальным. В настоящее время адаптированный ДОВСЕ ратифицировали лишь четыре страны - Белоруссия, Украина, Казахстан и Россия, однако положенные лимиты вооружений соблюдаются и остальными участниками соглашений.
Кроме того, подписанный в 1999 году адаптированный ДОВСЕ сопровождался российскими обязательствами вывести вооружения из Грузии и Молдавии, оговоренными в Стамбульских соглашениях. Эти обязательства Москва не выполнила, отмечает ежедневный интернет-журнал Ej.ru. Именно на это обстоятельства ссылаются в НАТО, когда объясняют, почему ДОВСЕ не подписали страны восточной Европы. При этом Москва категорически против увязывания Стамбульских соглашений с подписанием договора странами НАТО.
Развертывание ПРО США направлено против России
Бывший подчиненный Иванова вторит ушедшему на повышение "патрону", объясняя охлаждение во внешней политике антироссийскими планами США. Создаваемый США в Европе район ПРО нацелен против России, а заложником этого противостояния станет весь континент, считает начальник российского Генерального штаба генерал армии Юрий Балуевский.
По его словам, тезис об "иранской ракетной угрозе" является лишь прикрытием истинных планов США по развертыванию ПРО в Европе. "Иран сегодня и Северная Корея в недавнем прошлом - это лишь маскировка реального предназначения системы (ПРО США): изменение стратегического баланса в свою пользу за счет создания условий для более эффективного применения стратегических ядерных сил. Основная цель района ПРО в Европе - это Россия", - говорится в статье Балуевского, которая выйдет в "Российской газете" в пятницу.
Он напомнил, что американские эксперты, обосновывавшие необходимость размещения ПРО США в Европе, в свое время говорили о ракетной угрозе со стороны Северной Кореи.
"Однако даже некоторые эти эксперты-идеологи развертывания позиционного района глобальной системы ПРО в Европе сегодня признали абсурдность продвижения в Европе тезиса о ракетной угрозе со стороны КНДР. В настоящее время эта "угроза" снята с повестки дня", - подчеркнул высокопоставленный генерал.
Теперь, по словам Балуевского, эти эксперты находят другие обоснования и объекты для своих опасений. "Зазвучала более "страшная угроза" - ракетная программа Ирана, который, по мнению этих же "экспертов", за ближайшие пять-семь лет обязательно совершит технологический рывок и пройдет путь, на который СССР и США в свое время затратили двадцать лет! Но тогда в распоряжении СССР и США имелись несоизмеримые с иранскими материальные и интеллектуальные ресурсы! Тем не менее сегодня для борьбы с ракетами Ирана, с ядерными боеголовками, которых нет, предлагают (американцы) создать систему ПРО", - рассуждает Балуевский.
По его мнению, сегодня в Европе формируется понимание того, что население континента становится заложником чужой игры, когда ставки делаются за океаном, а расплачиваться придется европейцам. "При всей союзнической риторике, которая раздается для обоснования необходимости противоракетной обороны, можно с высокой долей достоверности утверждать, что ПРО США в Европе будет предназначена для решения задач прежде всего в интересах США", - заключает российский генерал.
США провоцируют гонку вооружений
Балуевский считает, что развертывание в Европе элементов ПРО США дает старт новому раунду гонки вооружений. "Полагаю, что развертывание элементов ПРО США в Европе - это начало нового раунда неконтролируемой гонки вооружений", - говорится в статье Балуевского.
При этом он подчеркнул, что, по вине США, "методично разрушается"международный механизм в области разоружения и контроля над вооружениями, создававшийся на протяжении многих лет во времена "холодной войны" второй половины ХХ века.
В результате, отметил Балуевский, "происходит деградация глобальных и региональных режимов контроля над вооружениями".
"Вот убедительные, на мой взгляд, примеры этого: выход США из договора по ПРО и новая американская ядерная доктрина, которая не только понизила порог применения ядерного оружия, но и сделала его из политического средства сдерживания оружием поля боя", - подчеркнул генерал.
Балуевский отметил также, что растет угроза появления и применения ядерных зарядов малой мощности, межконтинентальных ракет с неядерными боеголовками, реальна угроза милитаризации космоса и полного разрушения Договора об обычных вооруженных силах в Европе, активно разрабатываются вооружения на новых физических принципах.