Channel 4

России не удалось заставить британские власти заблокировать трансляцию на телеканале Channel 4 интервью с Шамилем Басаевым, лидером чеченских террористов, который спланировал бойню в бесланской школе. Басаев взял на себя ответственность за многие акты терроризма в России, включая теракт в школе, который унес жизни 330 человек, половина из которых - дети.

Российское правительство настаивало на том, что интервью подрывает международную войну с терроризмом и что телеканал предоставляет трибуну самому разыскиваемому в России человеку. В заявлении российского МИДа говорилось, что Россия рассматривает этот шаг как информационную поддержку террористов, действующих на Северном Кавказе.

Сегодня МИД РФ распространил официальное заявление, в котором говорится, что в Москве с глубоким сожалением восприняли факт трансляции интервью известного террориста–убийцы. МИД "рассматривает данный шаг как прямую информационную поддержку террористов, действующих на Северном Кавказе".

"Возникает также вопрос: как такого рода акции соотносятся с решениями, принятыми в ООН по усилению борьбы с главной угрозой человечеству – терроризмом, в частности с резолюциями 1373 и 1566 Совета Безопасности ООН", которые принимались с участием Великобритании, отмечается в заявлении.

Такие действия, заявляет МИД, "выглядят, по меньшей мере, цинично".

Как пишет сегодня The Times, Channel 4 защищает свое решение о трансляции интервью, в котором Басаев пообещал новые атаки. "Мы отвергаем все заявления о том, что мы поступили безответственно", - заявили представители телеканала (перевод на сайте Inopressa.ru).

Российское посольство в Лондоне предупредило Великобританию о негативных последствиях пропаганды террористических взглядов. Британский МИД ответил, что осуждает террористическую деятельность Басаева, однако "решение о трансляции этого интервью должен принимать телеканал".

Басаев планировал захватить школы в Москве и Санкт-Петербурге, но из-за нехватки средств остановился на Беслане

В интервью Басаев рассказывает о том, что вначале он планировал захватить одну или даже две школы одновременно, в Москве и Санкт-Петербурге, но из-за нехватки средств ему пришлось остановиться на Северной Осетии, которая является "российской базой на Северном Кавказе" и, следовательно, виновата в проблемах истерзанной войной Чечни из-за "молчаливого согласия населения (Северной Осетии)".

По словам Басаева, он хотел дать российскому руководству шанс разрешить ситуацию с захватом заложников "бескровным путем", заставив власти прекратить "геноцид чеченского народа". Он утверждает, что никогда не думал, что российское руководство может допустить гибель детей, говорит, что он "жестоко ошибся" и совсем не рад тому, что в итоге произошло в Беслане.

Басаев настаивает, что крыша спортзала школы обрушилась в результате использования огнеметов российским спецназом, а не из-за взрыва бомб, которые установили захватившие заложников боевики.

40-летний лидер боевиков, который, как считается, скрывается в горах Южной Чечни, выглядит здоровым. Он сидит перед плакатом, на котором написано по-арабски: "Нет Бога, кроме Аллаха, и Магомет - пророк его". На Басаеве надета черная футболка с надписью "Антитеррор" русскими буквами. Лидер боевиков поясняет, что он считает террористами кремлевских лидеров, а не себя. Перед тем как дать ответ, он читает вопрос интервью на мониторе ноутбука. Под рукой у Басаева - шестиствольный гранатомет, трофей с российской военной базы.

Басаев с гневом высказывается против "массовых убийств на нашей земле" и цитирует не только Коран, но и китайских мудрецов, Уинстона Черчилля и даже Чарльза Дарвина.

Лидер боевиков заявляет, что он "готов ответить перед судом за свои действия, за каждый свой шаг, так как все люди должны быть равны перед правосудием, невзирая на их авторитет и положение в обществе". Басаев говорит о своей встрече с главнокомандующим и бывшим лидером чеченского сопротивления Асланом Масхадовым, который, по его словам, упрекнул своего помощника, что в Беслане тот зашел слишком далеко.

Басаев сообщил, что он сказал Масхадову: "Я готов предстать перед шариатским судом и ответить перед ним по всей строгости". Но, по мнению Басаева, до окончания войны в Чечне устроить такой судебный процесс не представляется возможным. Лидер боевиков согласен объявить о прекращении огня и начать переговоры с русскими, но только после полного вывода федеральных войск из Чечни.

Также Басаев заявил: "Мы планируем в будущем проводить операции, подобные Беслану, так как нас толкают на это". Басаев оправдывает свои атаки на мирных жителей так: "Мы находимся в состоянии войны и смотрим на ситуацию реально. Эти люди участвуют в войне, несмотря на то, что у них в руках нет оружия".

"Люди, которые одобряют политику Путина и платят свои налоги на эту войну, отправляют своих солдат на эту войну, священники, которые окропляют этих солдат святой водой - разве можно назвать их невиновными? У них просто нет в руках оружия. Российские граждане - пособники в этой войне. Для нас мирные люди - это те, кто не платит налоги на эту войну, не участвует в войне и выступает против этой войны".