Иосиф Сталин не подписывал никаких распоряжений о том, чтобы всех вернувшихся из фашистского плена отправлять в места лишения свободы, заявил начальник управления Минобороны РФ по увековечению памяти погибших при защите Отечества генерал-майор Александр Кирилин.
"Почему-то стало нормой считать, что якобы был приказ Сталина всех военнопленных считать предателями, а их семьи - репрессировать. Никогда не видел таких документов", - отметил представитель военного ведомства на встрече с журналистами в Фонде содействия научным исследованиям проблем безопасности "Наука-ХХI".
По данным Кирилина, из 1 млн 832 тыс. граждан СССР, вернувшихся из плена, были осуждены за сотрудничество с немцами только 333 400 человек, передает "Интерфакс". Как считает Александр Кирилин, нет документальных подтверждений заявления Сталина: "У нас нет военнопленных, а есть предатели". Между тем приказ номер 270, в котором говорится об уничтожении "предателей", сдающихся в плен, и репрессиях в отношении их семей, хорошо известен историкам.
По мнению генерала, исследования западных ученых, в частности, известного немецкого историка Иоахима Хоффмана "История власовской армии", в котором он пишет, что в СССР все вернувшиеся из плена погибли в лагерях, являются фальшивкой. "Да, была тотальная проверка, были фильтрационные пункты и лагеря, где людей проверяли, но сознательно и целенаправленно военнопленных никто не уничтожал", - утверждает начальник управления Минобороны.
Генерал Кирилин признал, что негативное отношение советской власти, в том числе Сталина, к военнопленным, имело место. Как пояснил представитель военного ведомства, это объяснялось крупными неудачами, которые терпела советская армия в начале войны, когда сотни тысяч людей попали в плен. "В этом была вина и Сталина, и военного руководства, и всех командиров до командира отделения включительно. И то, что тогда сотни тысяч людей погибли от отсутствия воды, питания, медицинского обеспечения, это тоже огромная трагедия", - отметил Кирилин, подчеркнув, что, тем не менее, по его данным, какого-то нормативного документа, предписывающего считать всех военнопленных предателями, никогда не было.
Как сказал генерал, о попавших в плен солдатах командиры, как правило, подавали сведения как о пропавших без вести. "По официальным донесениям, за всю войну у нас из пяти с лишним миллионов пропавших без вести как военнопленные записаны от силы 100 тысяч. Де факто - это 4,5 млн человек. То есть большая часть пропавших без вести - военнопленные. Все это знали, я уверен, что знал и Сталин, знал и Молотов, Шапошников, Жуков, Антонов, Василевский", - отметил Кирилин.
Представитель Минобороны напомнил, что существовал приказ Верховного главнокомандующего, в соответствии с которым в похоронках, направляемым родным, говорилось, что человек, "верный присяге, воинскому долгу и социалистической Родине", пропал без вести. В соответствии с приказом наркома обороны эта справка была основанием для ходатайства о выплате пособия семье.
Как считает Александр Кирилин, сейчас важно разобраться, за что были осуждены те 333 тысячи человек, которых обвинили в сотрудничестве с врагами. "Если эти люди были осуждены законно, мы закроем эту информацию и поставим ссылку, что семья может получить ее отдельно", - пояснил генерал. Если же будет установлено, что они пострадали несправедливо, то надо добиваться реабилитации и оповещения об этом родственников. По словам генерала, проведение такой работы - в планах Минобороны.
Приказ 270 Ставки Верховного Главного Командования от 16 августа 1941 года. Справка
Приказ о необходимости уничтожать по меньшей мере часть сдавшихся в плен и арестовывать их семьи хорошо известен историкам. Приказ номер 270 Ставки Верховного Главного Командования Красной Армии был подписан 16 августа 1941 года Сталиным, заместителем председателя Государственного комитета обороны Вячеславом Молотовым, а также маршалами Семеном Буденным, Климентом Ворошиловым и Семеном Тимошенко. Полный текст приказа можно прочитать на сайте проекта "Хронос" .
В приказе, в частности, говорится, следующее: "Можно ли терпеть в рядах Красной Армии трусов, дезертирующих к врагу и сдающихся в плен, или таких малодушных начальников, которые при первой заминке на фронте срывают с себя знаки различия и дезертируют в тыл? Нет, нельзя! Если дать волю этим трусам и дезертирам, они в короткий срок разложат нашу армию и загубят нашу Родину. Трусов и дезертиров надо уничтожать".
Как отмечается в документе, командиров и политработников, во время боя срывающих с себя знаки различия и дезертирующих в тыл или сдающихся в плен врагу, следует считать "злостными дезертирами". Приказ обязывает всех вышестоящих командиров и комиссаров "расстреливать на месте подобных дезертиров из начсостава".
Приказ 270 также обязывает каждого военнослужащего потребовать от начальника, если часть его находится в окружении, "драться до последней возможности, чтобы пробиться к своим". Если же такой начальник или часть красноармейцев, говорится в документе, вместо организации отпора врагу предпочтут сдаться в плен, - "уничтожать их всеми средствами, как наземными, так и воздушными".
Ставка не обходит своим вниманием и семьи "предателей", которые, по распоряжению членов правительства, "подлежат аресту как семьи нарушивших присягу и предавших свою Родину дезертиров" или лишаются государственных пособий и помощи.