Архив NEWSru.com

"Старая Европа" в лице французского президента Жака Ширака и германского канцлера Герхарда Шредера вместе с российским президентом Владимиром Путиным отметила 750-летний юбилей Калининграда, бывшего Кенигсберга. "Новую Европу", которая окружает этот российский анклав, на торжества не пригласили к неудовольствию главы польского государства Александра Квасьневского и его литовского коллеги Валдаса Адамкуса, чьи страны являются для Калининграда главными инвесторами.

Город отмечает 750-летие со дня своего основания тевтонскими рыцарями. По этому случаю Владимир Путин принимал здесь канцлера Герхарда Шредера и президента Жака Ширака. Но почему Калининград должен воздавать почести городу, о котором Советский Союз десятилетиями пытался уничтожить малейшие воспоминания и в котором он разрушил все памятники?

Окруженная с севера Балтийским морем, с запада - Польшей, а с востока - Литвой, удаленная от России более чем на 350 км, Калининградская область стала после расширения Европейского союза в мае 2004 года российским островком в ЕС, пишет Le Figaro. (Перевод на сайте Inopressa.ru.)

Несмотря на протесты Москвы, для жителей Калининграда, в соответствии с правилами Шенгенского пространства, был введен визовый режим: они не могут свободно пересекать границы сопредельных стран, чтобы ездить в другие части России. Это вызвало сильное напряжение в отношениях между Европейским союзом и Москвой.

Сегодня эта напряженность снова усиливается, хотя Москва, обвиненная в абсурдном распределении приглашений, пытается ее сгладить. Пригласив лишь французского президента и германского канцлера, Владимир Путин застраховал себя от напоминаний об "оккупации" бывшей столицы Восточной Пруссии в соответствии с Потсдамскими соглашениями. Он очень не хочет, чтобы эта область, имеющая выход к Балтийскому морю, постепенно отделилась от России и сблизилась с балтийскими странами "новой Европы", отмечает французская газета.

"Калининград умер! Да здравствует Кениг!"

13 ноября 2003 года Владимир Путин подписал указ о проведении юбилея, и тогда начали поступать деньги. Калининград превратился в гигантскую стройплощадку. Девять фестивалей, три выставки, одна из которых, открытая в Немецком доме, называется "Атлантидой", двадцать концертов и более двух тысяч артистов участвуют в юбилее родного города Иммануила Канта.

Сегодня кафедральный собор на острове Канта, где покоится прах немецкого философа, восстановлен, реконструированы Королевские ворота, фасады старых зданий почти все обновлены. Калининград украшен. Город прусских королей вновь отражается в водах реки Прегель.

На другом берегу острова Канта стоит Дом Советов – символ советской эпохи. Это бетонный куб, внешне похожий на робота. Калининградцы называют его "зубом мудрости", потому что это здание так никому и не пригодилось. Местные и областные власти всегда отказывались переселиться сюда, предпочитая старые немецкие дома.

Центральной части Кенигсберга уже не существует. Однако некоторые кварталы пережили бомбежки. В тени столетних деревьев стоят дома под красной черепицей, которые когда-то было запрещено фотографировать. Раньше в этих домах были коммунальные квартиры. Сегодня их занимают фирмы, новые русские, немцы Поволжья. Некоторые здания превращены в "гастхаузы" (от нем. gasthaus – недорогая гостиница – Прим. ред.), каких немало в балтийских странах.

Постепенно у жителей анклава сформировалось самосознание, отличающее их от остальных россиян. Ничто не доставляет больше удовольствия калининградцам, чем подчеркивание их специфичности. С течением времени она лишь усиливается. "Мы – другие, потому что Берлин ближе, чем Москва, потому что мы привыкли ходить в кафе Вильнюса или Риги, когда здесь почти ничего не было, потому что типично русские дебаты между славянофилами и западниками в Кениге немыслимы", – утверждает Александр Попадин.

Председатель Союза предпринимателей и основатель Балтийской республиканской партии, запрещенной в феврале этого года, Сергей Пасько считает, что калининградцы стали балтийским народом. Он борется за создание четвертой балтийской республики, которая оставалась бы частью Российской Федерации, но пользовалась широкой автономией, пишет газета.

Его идеи были подхвачены Республиканским движением, выступающим под оранжевым знаменем. "Что бы там ни говорили и что бы там ни делали, корабль уже поднял якоря. Москва уже не является родиной для молодых жителей анклава. Из-за проблемы с визой многие из них никогда не были в России. А контакты с соседями фатальным образом изменили их менталитет. Они уже настоящие европейцы. Мы не сможем вечно сидеть у дверей Евросоюза, находясь внутри его. Как бы Москва ни тормозила процесс интеграции, Рубикон уже перейден", - говорит Сергей Пасько.

Шредера за поддержку Путина упрекнули в отсутствии исторической памяти и нехватке европейского такта

Приглашение в Калининград – это "широкий жест", похвалил Шредер гостеприимного хозяина. Так федеральный канцлер упражнялся в превентивной защите закадычного друга Владимира, который пригласил его вместе с президентом Франции Жаком Шираком на тройственный саммит, который состоялся на фоне празднования 750-летия Калининграда, бывшего Кенигсберга, пишет Focus. (Перевод на сайте Inopressa.ru.)

Но не все разделяют радость по поводу таких жестов. Германо-российско-французские тройственные саммиты восходят к противодействию трех стран в войне в Ираке в 2003 году. Тогда критики говорили об оси, направленной против США. Тогда же глава ХДС Ангела Меркель критиковала союз Шредера с Путиным против Вашингтона. Если федеральным канцлером станет Меркель, тройственные саммиты, скорее всего, останутся в прошлом.

Своим курсом на лесть в адрес Путина Шредер на этот раз активизировал оппозицию в Берлине. Это "серьезная ошибка строить политику с Россией через головы Польши и Литвы", – сказал газете Die Welt спикер фракции ХДС/ХСС по вопросам внешней политики Фридберт Пфлюгер.

В "вопиющем отсутствии исторической памяти, а также фатальной нехватке европейского чутья и такта" упрекнул федерального канцлера заместитель председателя фракции ХДС/ХСС Вольфганг Шойбле. Шредер показал себя "заложником своей политики, односторонность и безответственная некритичность которой по отношению к Москве уже практически никем серьезно не воспринимается", сказал он газете Die Welt.

На встрече трех лидеров в Светлогорске камнем преткновения стало, прежде всего, дипломатическое хамство Кремля: Москва не пригласила на празднование 750-летия Калининграда глав соседних стран – Литвы и Польши.

"Больше, чем ошибкой", является то, что ни Польша, ни Литва не получили приглашения на торжества в Калининграде, заявил президент Польши Александр Квасневский еще до начала встречи. Приглашения – это единоличное решение Путина, поспешно вступился за Путина Шредер.

Это выражение досады, как и многие другие негативные явления, происходящие в России, Путин не постеснялся назвать "журналистскими выдумками". Праздник – это "внутрироссийское мероприятие", встреча лидеров трех государств просто примыкает к этому мероприятию, такова была аргументация главы Кремля. Но кроме красивых, но дежурных признаний встреча тройки не принесла никаких ощутимых результатов, пишет газета.

При всем том еще до начала саммита в бывшей Восточной Пруссии Шредер чуть было ни угодил в щекотливое положение: если бы он оказался единственным гостем на торжествах в Калининграде, как сначала предполагал Путин, федеральный канцлер почувствовал бы себя не слишком ловко. Поэтому в качестве внешнеполитического компаньона срочно был приглашен Ширак и поспешно устроен тройственный саммит, говорилось в кругах сопровождающих лиц.

Внешняя политика Шредера заставила московского критика Кремля и директора Института стратегических исследований Андрея Пионтковского вспомнить слова вождя революции Владимира Ленина: когда-то тот назвал западных политиков, которые искренне поддерживали большевиков, "полезными буржуазными идиотами".

Но в Москве уже ходят недобрые слухи, будто Путин собирается подсластить Шредеру его возможный уход с должности федерального канцлера – хорошо оплачиваемым контрактом консультанта в управляемой российской экономике, заключает Focus.