Russian Look

Публицист и колумнист Forbes Марк Адоманис откликнулся в своем блоге на статью "Сокращение населения России - помеха для Путина в его стремлении создать сверхдержаву" Фреда Уэйра в Global Post. Материал Адоманиса называется "Куда исчезают специалисты по проверке фактов, когда они всего нужнее?". Оба мнения цитирует сайт InoPressa.ru.

Идея Евразийского союза, предложенная Путиным, - это притягательная концепция, способная перекроить мировую экономику и военно-политическую обстановку, пишет Уэйр. По его мнению, речь идет о "конфедерации бывших республик СССР на двух частях света, от Японского до Балтийского морей".

Однако к середине века в России, возможно, будет недостаточно взрослых людей для работы в промышленности и защиты границ, предостерегает Уэйр. Наиболее заметно сокращение населения в предполагаемом сердце Евразийского союза - в Сибири и на Дальнем Востоке: после распада СССР там количество жителей уменьшилось почти на 20%, по данным Уэйра.

- В Берлине прогнозируют демографический крах России - надежда только на мигрантов

В России в целом рождаемость снижается "уже несколько десятилетий", продолжает автор, смертность, особенно среди мужчин 25-45 лет, резко возросла в постсоветский период, смертность по-прежнему значительно превышает рождаемость. "В результате население одновременно сокращается и стареет", - пишет Уэйр.

"Европейская рождаемость и африканская смертность", - так выразился в интервью Юрий Крупнов, директор независимого Института демографии, миграции и регионального развития. По его оценкам, смертность мужчин работоспособного возраста в России в 5 раз выше, чем в Европе.

Главная причина смертности молодых российских мужчин - "постсоветская эпидемия алкоголизма", сообщает Уэйр, ссылаясь на статью в медицинском журнале The Lancet от 2009 года.

По мнению Уэйра, Путин ввел "огромные денежные выплаты для женщин, которые имеют более двух детей" и "щедрые подъемные" для русских, которые хотят переселиться в Россию из Прибалтики и Центральной Азии, а Медведев "начал жесткую антиалкогольную кампанию".

Уэйр отмечает, что некоторые успехи есть, но, по словам демографа Анатолия Вишневского (ГУ-ВШЭ), эти позитивные перемены не в силах преодолеть негативные тенденции, и требуется более всеобъемлющее решение.

"Возможно, для этого и пригодится путинская идея Евразийского союза", - пишет Уэйр. По мнению некоторых аналитиков, официальная конфедерация государств позволит Кремлю организовать упорядоченный ввоз временной рабочей силы в Россию и при этом избежать ситуации, когда гастарбайтеры вправе претендовать на гражданство. Однако неясно, как бороться с депопуляцией в азиатской части России.

По мнению экономиста ИНСОР Евгения Гонтмахера, в долгосрочной перспективе демографическая ситуация вынудит Путина отказаться от идеи возрождения СССР, ослабить контроль государства над экономикой и начать подлинные либерально-рыночные реформы. "Нужно создавать благоприятные экономические возможности и отказаться от всех грандиозных планов, основанных на методах государства", - рекомендует Гонтмахер, предостерегая, что времени осталось в обрез.

Ознакомившись с вышеизложенной статьей Уэйра, Марк Адоманис решил проверить ее по источникам и пришел к выводу: "Статья изобилует элементарными фактическими ошибками". Так, согласно сведениям Адоманиса, "рождаемость в России росла в 1980-е годы, резко снизилась в 1990-е, а с 2000-го растет". Количество детей на одну женщину в 2010 году - это 1,4, по данным Уэйра, и чуть более 1,53, по данным Адоманиса.

Адоманис недоумевает, почему данные о численности российского населения Уэйр приводит по американским источникам, а не по Росстату. Адоманис также обнаружил: "Смертность от внешних причин в России (в том числе несчастных случаев и социального насилия) за последние 10 лет снизилась почти на 40%".

Заглянув в статью из журнала Lancet, Адоманис выяснил, что цифра "600 тыс. преждевременных смертей от алкоголя в год" - это экстраполяция данных исследования, где изучалось потребление алкоголя в "1990-2001 гг. в трех российских городах", так что количество смертей по этой причине наверняка снизилось. В целом уровень смертности не "стабилизировался", как пишет Уэйр, а "постоянно несколько снижается", полагает Адоманис.

По поводу слов Гонтмахера, что демографический кризис заставит Путина начать рыночные реформы, Адоманис отмечает: "Самый драматичный период депопуляции в постсоветский период совпал именно с самым активным периодом экономической либерализации, а недавнее улучшение демографической ситуации происходит в период политико-экономического консерватизма".

Ничто не доказывает, что либерализация экономики влечет за собой демографический взрыв или демографическую стабилизацию, пишет Адоманис. Более того, в Центральной Европе в настоящее время рождаемость ниже, чем в России, хотя рыночные институты более прогрессивны.

"Разобраться во всем этом не так-то трудно - я взял все данные с общедоступного сайта Росстата. Поэтому мне всегда больно видеть, когда профессиональные журналисты, похоже, не стараются разобраться в вопросе", - заключает Адоманис.