Дело бывшего управляющего ОАО "Самаранефтегаз" (100%-ное дочернее предприятие НК ЮКОС) Павла Анисимова, обвиняемого в незаконном предпринимательстве, поступило в Самарский областной суд для рассмотрения по существу. В областной прокуратуре считают, что предприятие, которое он возглавлял, получило огромный доход от добычи нефти сверх установленных государством лимитов. Защита Анисимова утверждает, что в его действиях нет состава преступления, пишет "Коммерсант".
Анисимов ожидает суда в СИЗО. 19 мая Самарский облсуд приговорил управляющего ОАО "Самаранефтегаз" Павла Анисимова к 2,5 годам лишения свободы. Суд был строже прокуратуры, которая запросила для обвиняемого в уклонении от уплаты налогов три года условно. Новое обвинение - в незаконном предпринимательстве - Анисимову было предъявлено уже после приговора по первому делу.
"Следствие считает, что руководство дочернего предприятия ЮКОСа нарушило лицензионные соглашения и в 2001-2004 годах добывало нефть сверх лимитов, которые устанавливаются государством", – сказали в облпрокуратуре, пояснив, что за указанный период "Самаранефтегаз" добыл нефти больше, чем было разрешено. В результате компания, по мнению следователей, получила незаконный доход в размере 14,1 млрд рублей.
Адвокат Анисимова Евгений Костюк в среду заявил, что не видит состава преступления в действиях своего клиента. "Мы считаем, что прибыль, с которой уплачивались налоги, не может быть незаконной", – заявил Костюк. В компании пояснили, что со "сверхлимитной прибыли" в 14,1 млрд рублей "Самаранефтегаз" перечислил в областной бюджет примерно 1,9 млрд рублей, а в федеральный – 0,9 млрд рублей. "Прибавьте к этому уплату налога на добычу полезных ископаемых и НДС в размере 20% – сумма отчислений получается весьма внушительной", – сообщили в ОАО.
По словам министра нефтехимической и газовой промышленности Самарской области Игоря Иванова, компании сталкиваются с тем, что реальные запасы нефти и газа, которые содержатся в месторождениях, превышают прогнозный уровень, сформированный на стадии подготовки технического обоснования и аукциона.
"Руководители "Самаранефтегаза" стали заложниками этой проблемы, фактические объемы скважин оказались выше прогнозных", – пояснил Иванов, заметив, что "процесс оформления документов не успевал за объемами добычи".
"На одну скважину приходится, как правило, не больше 100-200 тыс. тонн нефти, однако реальный объем нефти можно определить только в процессе разработки, – говорит начальник отдела геологии ОАО "Самаранефтегаз" Сергей Папухин. – Можно, конечно, показать, что нефти будет добываться не 100 тыс. тонн, а в три-четыре раза больше, однако у нас есть определенные системы подсчетов и оценки месторождений, от которых мы не можем отойти. Мы представляем минимально возможный объем нефти в месторождении".
По словам специалиста Папухина, в 2005 году остаточный объем извлекаемых запасов компании составлял 236 млн тонн, этих запасов хватит до конца 2050-х годов. "Это не единичный случай, когда нефтяные компании добывают нефть сверх лимитов, однако к уголовной ответственности хотят привлечь только топ-менеджера ЮКОСа", – считает адвокат Евгений Костюк.