НТВ

В четверг Украина и Россия попытаются разделить Керченский пролив, Азовское и Черное моря. Под руководством министров иностранных дел двух стран Арсения Яценюка и Сергея Лаврова в Москве состоится заседание подкомиссии по международному сотрудничеству, действующей в рамках межгосударственной комиссии Ющенко-Путин. Как пишет "Время новостей", ждать окончательного решения вопроса морской границы пока рано, хотя с 1996 года Москва и Киев провели на эту тему уже 27 раундов переговоров.

Накануне посол по особым поручениям российского МИДа Валерий Кеняйкин сообщил, что сторонам удалось согласовать текст договора о разграничении Черного и Азовского морей. При этом, по его словам, "в документах не указаны координаты прохождения границ". Кеняйкин также сообщил, что России и Украине по-прежнему не удается найти общий подход в разграничении Керченского пролива. Дипломат не решился давать прогнозы, когда будут подписаны соглашения о морских границах.

Вопрос делимитации морской границы между Украиной и Россией находится под контролем президентов двух стран Владимира Путина и Виктора Ющенко, заявил вчера заместитель главы секретариата президента Украины Александр Чалый. Он сказал, что работа по этому вопросу ведется постоянно и уже определены некоторые части прохождения морской границы в акватории Азовского моря. Вместе с тем остаются разногласия по делимитации границы в Азово-Керченской акватории.

Отметим, что президенты Украины и России могут встретиться уже на этой неделе - 10 июня в рамках неформального саммита СНГ в Санкт-Петербурге. Виктор Ющенко сообщил вчера журналистам, что собирается обсудить с российским коллегой либерализацию границ, делимитацию водной границы, демаркацию границы на суше и вопросы пребывания российского Черноморского флота в Крыму.

Однако, как пишет издание, двум странам вряд ли удастся поделить Черное и Азовское моря, не решив проблему границ в Керченском проливе. Ведь конечная точка российско-украинской границы в Керченском проливе является точкой отсчета границ в Черном море. Но Киев претендует на членство в НАТО, из-за чего Москва опасается, что, официально установив границы в Керченском проливе, она тем самым откроет дорогу в Азов иностранным военным кораблям. Поэтому Россия настаивает, чтобы Керченский пролив имел статус "внутренних вод" двух государств, находящихся в общем пользовании. А Украина утверждает, что административная граница в Керченском проливе существует с 1940-х годов, что якобы доказывают все советские карты, и в пересмотре не нуждается.

В то же время Москва пошла на существенные уступки по разграничению Азовского моря, хотя изначально также настаивала на присвоении акватории статуса "внутренних вод" двух государств. Как утверждают эксперты, сегодня уже определены начальные и конечные точки государственной границы в Азовском море, само же оно условно разделено на три части - северную, центральную и южную. Границы в центральной части моря, которая богата рыбой и залежами газа, не согласованы. Киев настаивает на разделе акватории по срединной линии в соответствии с морской конвенцией ООН, Москва же предлагает использовать принцип пропорциональности, то есть соответствия протяженности границы по морю и по берегу. Позиция Киева, фактически предполагающая, что Украина станет обладателем двух третей акватории Азова, не устраивает Россию.

Разграничение Черного моря эксперты называют самым легким, но напрямую зависящим от решения проблем Керченского пролива и Азова.

Поэтому, по мнению украинских аналитиков, никакого прорыва на переговорах 7 июня ожидать не стоит. "Если бы вопрос морских границ не был частью большой геополитической игры, его бы уже давно решили", - заявил "Времени новостей" Василий Яблонский, заведующий оперативно-аналитическим отделом Национального института стратегических исследований при президенте Украины. По его словам, российская сторона негласно "увязывает решение проблемы морских границ с внешнеполитическими вопросами". В частности, для России "было бы желательно в обмен на урегулирование пограничных вопросов получить от Украины гарантии отказа от вступления в НАТО в среднесрочной перспективе, а также продлить действие договора о базировании Черноморского флота в Крыму на период после 2017 года", полагает Яблонский.