НТВ

В России не осталось ни одного субъекта Федерации, жители которого не обращались бы в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Об этом заявил судья ЕСПЧ Анатолий Ковлер, выступая в Москве на международном семинаре "Европейский суд по правам человека и Россия: первые итоги", сообщает "Интерфакс".

В свою очередь уполномоченный РФ в Европейском суде Павел Лаптев сообщил, что по числу обращений в Страсбургский суд существует "большая дифференциация среди регионов", а первое место занимает город Нововоронежск Воронежской области.

По словам Лаптева, если в 2002 году в Страсбургский суд подали жалобы 2700 россиян, то в 2003 году - уже 6 тыс., а в 2004 - 6600. Он связал подобный "всплеск" обращений в ЕСПЧ со вступлением в силу в 2003 году нового Гражданско-процессуального кодекса, поскольку большинство обращений связано с гражданским судопроизводством в России.

Соответственно, с ростом числа обращений выросло за последние годы и количество постановлений, вынесенных Европейским судом по жалобам российских граждан. Если в 2003 году их было пять, то в 2004 - уже 22. Только за январь 2005 года Страсбургский суд вынес 12 постановлений по российским делам.

Как отметил Лаптев, если подобный темп сохранится, то к концу текущего года можно ожидать, что число постановлений составит более ста.

"Ничего катастрофически страшного здесь нет. Российскую Федерацию нельзя сравнивать с Андоррой или Люксембургом, где население неизмеримо меньше. Если посчитать число жалоб на душу населения, Россия войдет в третью десятку. Это положение вполне нормальное для страны с таким количеством жителей", - подчеркнул Лаптев.

Со своей стороны Ковлер добавил, что ежегодно в Европейский суд поступает 30-35 тыс. обращений из разных стран. По его словам, сейчас в суде скопилось около 68 тыс. нерассмотренных жалоб.

Ковлер отметил, что большинство жалоб, направляемых в Страсбургский суд нашими соотечественниками, касается трех проблем: неисполнения судебных решений, отмены вступивших в законную силу решений надзорной инстанции и условий содержания под стражей.

Он подчеркнул, что только 33-34% тех, кто содержался в заключении на стадии предварительного следствия, бывают осуждены к реальным срокам лишения свободы. "Значит, была применена излишне жесткая мера пресечения, значит, люди сидели зря", - отметил Ковлер.

В то же время, по его словам, в Европейский суд почти не поступают жалобы на условия содержания в колониях.

Что касается сроков рассмотрения дел в судах, то, отметил Ковлер, "Россия находится здесь на передовых позициях". В то же время он признал, что существуют случаи, выходящие за рамки нормального судопроизводства, когда люди ожидают судебного решения 4-4,5 года.

Лаптев отметил в этой связи: "Как может Европейский суд указывать на нарушение российскими судами разумного срока рассмотрения дела – два года, если сам Страсбургский суд рассматривает это дело 4-4,5 года".

Помимо трех основных категорий дел, в ЕСПЧ в последнее время стали появляться жалобы, связанные с давлением региональных руководителей на региональную прессу. Как отметил в этой связи Ковлер, по мнению Европейского суда, "свобода выражения журналистами оценочных мнений должна быть почти абсолютной, однако они обязаны проверять конкретные факты, которые излагают в своих статьях".

По его словам, не так давно Европейским судом были признаны приемлемыми и приняты к рассмотрению жалобы, связанные с проблемами регистрации в России религиозных и общественных организаций.

"На федеральном уровне Минюст регистрирует "Свидетелей Иеговы", саентологов, "Армию спасения", а региональные власти отказывают им в регистрации, в свою очередь суды штампуют отказные решения", - сказал Ковлер.

Ковлер подчеркнул, что Европейский суд перестал относиться к России как к новичку и применяет к ней общие правила.

В свою очередь Лаптев отметил, что и в работе Страсбургского суда существуют определенные недочеты. "Необходимо избавить Европейский суд от принятия собственного регламента", - подчеркнул он.

По мнению уполномоченного РФ, регламент Страсбургского суда должен закрепляться международными договорами или приниматься комитетом министров Совета Европы.