Задержанная в Иране журналистка Юзик вернулась в Москву
Стоп-кадр видео БЕЛСАТ NEWS / Youtube.com

Журналистка Юлия Юзик прилетела в Москву из Тегерана, однако с родственниками еще не встретилась. Об этом корреспонденту ТАСС сказал бывший муж Юзик Борис Войцеховский.

"Она прилетела. Ее встречала в аэропорту мама, Юля ей позвонила и сказала, что выйдет через другой выход. Они пока не виделись", - сказал собеседник ТАСС.

"Юля уже добралась до дома, чувствует себя нормально. Она не вышла к журналистам, я думаю на то были причины, наверняка в скором времени она все прокомментирует", - пояснила порталу "МБХ медиа" сестра журналистки Виктория Юзик.

"Мы рассчитывали, что ее освободят. Единственное, что рассчитывали, что это произойдет в первые же дни после задержания. Мы знаем, что для ее освобождения были задействованы очень большие ресурсы на самых разных уровнях - и общественных, и государственных. И мы, конечно, рады за ее родных, за ее детей, которые все это время не могли найти себе место, рады, что все это позади", - заявил РИА "Новости" секретарь Союза журналистов России Тимур Шафир.

Сама Юзик рассказала "МБХ медиа", что ее подозревали в сотрудничестве с израильскими спецслужбами. "Там, чтобы сделать такое обвинение человеку, достаточно того, что они видели в моем фейсбуке какие-то контакты, переписки или комментарии людей, которые живут в Израиле. Они в Иране считают меня еврейкой. Сказали, что моя фамилия она на фарси звучит как "еврей". Вот этих контактов в Фейсбуке, даже не лично, достаточно, чтобы предъявлять такие обвинения", - рассказала Юзик.

"Я находилась неделю в тюрьме. Моя мама сказала правильно: там действительно был только бетонный пол, мне кинули несколько одеял и все. Правда, меня там кормили. Но я совершенно не знала, где нахожусь. Уже не думала, что когда-то выйду и увижу своих родных, детей. Это очень страшно", - пояснила Юзик, добавив, что у нее не было адвоката, и в течение недели к ней не приходил российский консул.

"Вчера утром мне предъявили новые факты, которые усугубляли мою ситуацию настолько, что я до конца жизни не могла бы выйти. В десять часов вечера или в одиннадцать меня вывезли из тюрьмы и привезли в аэропорт. У меня шок до сих пор", - поделилась журналистка, поблагодарив всех, кто участвовал в пикете у посольства Ирана, и тех, кто призывал освободить ее.

О задержании журналистки стало известно 4 октября. По информации российского посольства в Тегеране, Юзик прилетела в страну 29 сентября по частному приглашению. В аэропорту без объяснения причин у нее изъяли паспорт, пообещав вернуть его на вылете из страны. Женщина не стала сообщать в диппредставительство о сложившейся ситуации. При этом пресс-секретарь посольства Андрей Ганенко заявил, что Юзик "по словам мужа и дочери, ожидала, что столкнется с определенными проблемами".

2 октября бойцы Корпуса стражей исламской революции арестовали Юзик в отеле, выломав дверь в ее номер. Прежде чем связь с журналисткой пропала, она успела сообщить родным, что ее держат в камере на голом полу. По словам матери журналистки, ей инкриминировали работу на израильские спецслужбы, за что в Иране грозит до десяти лет тюрьмы. Однако в понедельник официальный представитель правительства Ирана Али Рабии пояснил, что задержание связано не со шпионажем: у россиянки были проблемы с визой.

Глава Совета по правам человека (СПЧ) при президенте РФ Михаил Федотов 8 октября обратился к чрезвычайному и полномочному послу Ирана в РФ Мехди Санаи, отметив как недостаточную обоснованность обвинений, предъявленных Юзик, так и отсутствие полноценного контакта с ней. Постоянная комиссия СПЧ предложила принять ряд мер "неотложного характера": обеспечить постоянный и полный консульский доступ к Юзик, немедленно освободить ее из-под стражи на время, оставшееся для разбирательства и вернуть в Россию в "самое ближайшее время" и обеспечить ей связь с родными и близкими. От Ирана требуется дать исчерпывающее и публичное объяснение причин задержания Юзик и указать срок окончания разбирательства по ее вопросу.