Совет Федерации в среду вначале не одобрил, а затем при повторном голосовании одобрил проект федерального закона "О выборах депутатов Государственной думы Федерального Собрания РФ", одобренный ранее Госдумой РФ.
Вначале на заседании в среду закон был отклонен. За принятие закона высказалось 86 сенаторов, против - 31, воздержались 21, сообщает "Интерфакс". Для принятия закона за него должно было быть подано 90 плюс один голос.
После этого Совет Федерации решил создать согласительную комиссию с депутатами Госдумы и доработать ряд норм закона. Основные возражения сенаторов вызвало то, что закон не предусматривает наказания за отказ кандидатов из первой "тройки" партийного списка от депутатского мандата после прохождения партии в Думу, сообщает РИА "Новости".
Ранее в среду комитет по конституционному законодательству Совета Федерации рекомендовал верхней палате одобрить закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ". Представлявший закон глава комитета Юрий Шарандин Шарандин добавил, что другие профильные комитеты верхней палаты также дали положительное заключение на этот закон, и высказал мнение, что "никаких проблем с его одобрением в верхней палате не возникнет", однако проблемы все же возникли.
В то же время спикер Совета Федерации Сергей Миронов сразу же заявил, что сенаторы, возможно, уже в среду еще раз проголосуют по закону о выборах депутатов Госдумы. "Возможно, еще до конца дня мы вернемся к голосованию по этому вопросу", - сказал спикер на заседании верхней палаты после того, как сенаторы отклонили данный закон.
И, как выяснилось вскоре, Миронов ничуть не ошибся: в результате повторного голосования в среду Совет Федерации одобрил федеральный закон "О выборе депутатов Государственной Думы Федерального собрания РФ". При повторном голосовании за одобрение закона проголосовали уже 96 сенаторов, против - 15, воздержались 11 членов палаты.
После одобрения в верхней палате закон должен подписать президент, который внес этот документ в Госдуму в конце прошлого года. Между тем многие политики и юристы рассматривают данный закон как еще один шаг на пути свертывания российской демократии, пишет в среду газета "Версия".
За право участия в выборах партии должны будут заплатить более 2 млн долларов США, что в 10 тысяч раз больше, чем, например, в Греции. Также будет поднята планка процента голосов, необходимых для прохождения в парламент той или иной партии, а саму партию станет гораздо проще снять с выборов. Кроме того, по новому закону все депутаты будут избираться только по партийным спискам, а выборы депутатов-одномандатников, пользовавшихся у населения большим доверием, нежели парламентарии-партийцы, будут отменены.
По новому закону партия, пожелавшая участвовать в выборах, должна будет сначала предоставить государству весьма солидную сумму в качестве залога, размер которого, составлявший ранее 36 млн рублей, поднят до 60 млн. И если раньше залог не возвращался партиям, набравшим менее 3% голосов, то теперь процент отсечения повышен до 4%. А тем партиям, которые набрали менее 3%, придется возмещать деньги и за бесплатный теле- и радиоэфир и публикации в СМИ - в сумме это почти 1,5 млн долларов (ранее это обязаны были делать только партии, набравшие менее 2%).
Параллельно снижена допустимая доля подписей, признанных недействительными: с 25% до 5%. Вот что рассказал по этому поводу "Версии" член ЦИК с совещательным голосом от КПРФ Вадим Соловьев: "Я прошел четыре избирательные кампании и хорошо знаю уровень подготовки сборщиков подписей и тех, кто потом эти подписи проверяет: просто в силу естественных причин можно забраковать 10-12% подписей. Неизбежно возникают механические ошибки в написании фамилий, еще больше погрешностей с адресами. Пишут "дом 3 дробь 2" вместо "дом 3, корпус 2", а в итоге все подписи этого сборщика автоматически бракуются. Еще один важный момент. Регулярно обнаруживаются расхождения между данными РУВД и областными УВД: просто данные из районов о переезде и получении новых паспортов идут в область год-полтора. И когда есть желание зарезать подписи, просто берут устаревшие данные и по ним вычеркивают. Поэтому норма не более 5% брака - это крест на сборе подписей". Слова Соловьева подтверждают и официальные данные ЦИК. На президентских выборах-2004 суммарный процент брака по подписным листам всех кандидатов составил 10%. Самый низкий, естественно, был у Путина, а у "неугодных" кандидатов - до 15-25%. Но лишь в 0,9% содержались неверные данные об избирателях (это и есть настоящая подделка), пишет газета. В остальных случаях фигурировали "нарушения данных сборщика", "нарушение порядка заполнения и оформления листов" и т.п.
"Если по старому закону можно было внести залог для подстраховки и одновременно собирать подписи, то по новому закону надо либо собирать подписи, либо вносить залог. Более того, перед началом сбора подписей необходимо представить в ЦИК список сборщиков, причем подписи каждого из них должны быть нотариально удостоверены. Список сборщиков будет доступен конкурентам. И если сборщиков запугают или подкупят - можно распрощаться с мечтой об участии в выборах. Такое ужесточение процедуры сбора подписей заставит партии отказаться от их сбора. Всем партиям останется один гарантированный способ регистрации - вносить залог", - считает юрист Российского общественного института избирательного права Александр Игнатов.
Формально размер залога увеличен из-за того, что с 240 до 400 млн рублей вырос максимальный размер избирательного фонда партии, а сам залог приравнен к 15% фонда. Но реальные расходы на избирательную кампанию на порядок превышают официальный максимум. К примеру, по заявлениям главного спонсора и финансового уполномоченного Аграрной партии России, на предвыборные цели АПР с октября 2002 по декабрь 2003 года было потрачено около 600 млн рублей, в то время как через избирательный фонд прошло лишь 34 млн рублей. Еще выше, чем у аграриев, были реальные расходы у "Яблока", "Родины", Партии пенсионеров и блока Селезнева - Миронова, в несколько раз выше - у СПС и Народной партии, в 10 и более раз выше - у "Единой России", пишет "Версия".
То есть незначительное увеличение избирательного фонда ничего радикально нового не дает, тем более что согласно новому закону создаются "региональные избирательные фонды", которые будут составлять от 6 до 30 млн рублей для каждой региональной группы в зависимости от числа проживающих избирателей. Если учесть, что по новому закону у каждой партии в списке должно быть не менее 100 региональных групп (ранее было 10-20), то это означает, что партия может израсходовать через избирательные фонды до 2 млрд рублей. "Единороссы" ввели разбивку по региональным фондам, чтобы обезопасить себя и создать больше сложностей для проверки. Свести воедино все расходы будет почти невозможно", - считает Вадим Соловьёв.
При этом новый закон пестрит неясностями: федеральный избирательный фонд запрещено превышать более чем на 5%, однако ничего не сказано, как будет применяться эта норма в отношении региональных фондов. Достаточно ли партии превысить максимум в одном регионе на 5%, чтобы быть снятой с выборов или это должно быть суммарное превышение по всем фондам? Соловьев предполагает, что эту норму Центризбирком будет по-разному применять к кремлевским партиям и к оппозиции: "Единой России" и ЛДПР все будет "сходить с рук" под предлогом, что суммарные максимумы по всем фондам у них еще не превышены, а КПРФ или "Родину" снимут с выборов, если только они превысят расходы хотя бы в одном регионе".
Новый закон предполагает и повышение проходного барьера: вместо и без того высокого барьера в 5% проголосовавших за партию введен еще более высокий - 7%. "Мы возвращаемся к однопартийности. Только вместо блока "коммунистов и беспартийных" Кремль нам предлагает нерушимый блок "Единой России" и ЛДПР", - считает эксперт Института прав человека Лев Левинсон.
Газета отмечает, что в Европе более высокий барьер, чем в России, существует только в Лихтенштейне (8%). Но эта страна известна своей приверженностью к патриархальному традиционализму: женщинам здесь предоставили право голоса лишь в 1984 году, да и голосуют здесь не с 18 лет (как во всей Европе), а только с 20.
Ни в одной стране Европы нет запрета блоков. Но "для замглавы кремлевской администрации Владислава Суркова эта идея оказалась ключевой. Партии у нас строятся сверху, зачастую непосредственно из Кремля, поэтому из избирательного процесса теперь исключены общественные организации и региональные партии, которые Кремль не в силах контролировать", - говорит Левинсон. "Благая" идея запрета блоков уже пошла в регионы: один "единоросс" призвал запретить их и на региональных выборах, так как "именно блоки отбирают голоса "Единой России". Что вскоре и было сделано: пункт о запрете блоков в регионах внесен и в новый президентский законопроект об изменениях в законы РФ о выборах. "До конца 2005 года и на региональном уровне будут приняты запреты блоков", - утверждает Соловьев.
В то же время новый закон сохраняет возможность для губернаторов и министров сначала возглавить региональные списки кандидатов в депутаты, а после выборов безболезненно выйти из них и тем самым фактически обмануть избирателей. По данным "Версии", в 2003 году "отказниками" стали 40 из 120 "единороссов". Новый закон облегчил "единороссам" возможность совершения и других злоупотреблений. Так, если раньше в случае отказа от дебатов они теряли отведенное на дебаты бесплатное время, то теперь это время автоматически передается для показа их же роликов. "Единороссы" заблокировали и поправку о государственном мониторинге СМИ, действующем в демократических странах во время выборов.
В целом можно констатировать, что практически все нововведения в законе о выборах депутатов направлены на упрочение и без того немалых возможностей по управлению выборным процессом со стороны Кремля, резюмирует "Версия".