В пресс-центре информационного агентства "Национальная служба новостей" состоялась пресс-конференция на тему "#ЯНеШарли. Российские парламентарии подготовили свой ответ Charlie Hebdo". Член комитета Совета Федерации по социальной политике, председатель Всероссийского общественного движения "Матери России" Валентина Петренко, по всей видимости пытаясь оригинальным образом выразить свой протест против французского издания, принесла с собой на встречу самодельную "карикатуру". Блоггеры сразу же обратили внимание на подозрительное сходство изображения с рисунком украинского художника Юрия Журавеля из серии "Карикадурка".
Картинка, с которой явилась на пресс-конференцию Петренко, отсылает к событиям на украинском Майдане в ноябре-декабре 2013 года. Она высмеивает бывшего президента Украины Виктора Януковича и его соратников, которых варят в огромном котле активисты Евромайдана. К изображению, в котором, как выяснилось позже, Петренко больше всего привлек котел, сенатор добавила надпись: "Шарли Эбдо - не люди: уроды!", а также "Ад приветствует Шарли Эбдо".
Петренко не стала отрицать, что нарисовала карикатуру не сама, но в то же время попыталась убедить журналистов, что автор рисунка не поддерживал Евромайдан. "Нет, это не тот художник, который рисовал и поддерживал Евромайдан. В мире слишком много котлов и ада. Мне не важно, кто автор, я подпишусь под любой картинкой, где есть котел и ад. Ад готов приветствовать таких людей за подобные деяния", - цитирует сенатора НСН.
"Вот эта история наглядно показывает, как у нас в России все делается: сенатор Петренко пообещала публике "свою карикатуру"; потом заказала кому-то это исполнить, заплатив за это три с половиной копейки (а может и не три, но пока сумма дошла до конечного исполнителя - превратилась в три); исполнитель не дурак работать за такие деньги - взял и украл, но украл нечто качественно сделанное (украинский рисунок времен Майдана); а вот надписи сенатор приделала уже собственноручно - на что явно указывают и шрифт, и пунктуация, и содержание. Когда читаете новости про лажающий ГЛОНАСС, национальный поисковик или ракеты падающие в море - вспоминайте эту историю", - прокомментировал забавный инцидент в Facebook публицист Михаил Пожарский.
Журнал Charlie Hebdo опубликовал 6 октября две карикатуры на тему авиакатастрофы российского самолета А321 на Синайском полуострове в Египте. На первой картинке изображен бородатый мужчина в бедуинской одежде и с автоматом, на которого падают обломки самолета и один из пассажиров. Подпись гласит: "Исламское государство": Россия интенсифицирует бомбежки". (ИГ - организация, запрещенная в РФ. - Прим. NEWSru.com.)
Вторая карикатура озаглавлена "Опасности российских лоукостов" и обыгрывает французский скандал в связи с незаконным оборотом наркотиков с участием двух пилотов, арестованных в Доминиканской Республике. Скандал в прессе прозвали Air Cocaine. На карикатуре в Charlie Hebdo изображен череп с живыми глазами на фоне горящего самолета, под которым подписано: "Надо было мне лететь Air Cocaine".
Российские власти раскритиковали издание, назвав карикатуры циничными и призывая внести французский журнал в список экстремистских материалов. Кроме того, российские парламентарии предложили внести сотрудников Charlie Hebdo в санкционные списки РФ.
В Кремле карикатуры на тему катастрофы A321 назвали кощунством. Главный редактор Charlie Hebdo Жерар Бриар в ответ на это заявил, что для редакции журнала не существует понятия кощунства, поскольку он является "светским, демократическим и атеистическим".
Не остался в стороне и сайт Politikus. Он не просто отреагировал на последние карикатурные скандалы, но и сам послужил источником идеи для создания карикатуры. Один из авторов сайта предложил, продолжая акцию "ЯНеШарли", высмеять беспринципность французского сатирического еженедельника Charlie Hebdo в погоне за популярностью с помощью картинки, на которой главный редактор журнала озвучивает по телефону следующее предложение: "Алло! Это ИГИЛ? У нас снова упали тиражи. Художников я вам подготовил. Деньги перечислил. Ждем".
Соответствующую карикатуру с группой связанных журналистов с выпученными глазами нарисовал художник Виталий Щербак.