С самого начала процесса было ясно, что участь Михаила Ходорковского, конечно, будет решаться не в крохотном зале Мещанского суда. Адвокаты Михаила Ходорковского с первых дней процесса громко называли его "маскарадом", но, тем не менее, взяли на себя труд пункт за пунктом опровергнуть все доводы обвинения. "В любом случае все зависит от того, что решит Кремль", - считает Роберт Амстердам.
"Михаил Ходорковский может быть приговорен более чем к 10 годам лишения свободы, и против него могут быть открыты новые процессы, - предупреждает канадский адвокат. - Все зависит от исхода клановой борьбы в Кремле. Ходорковский явно до сих пор внушает этим людям страх, а раз так, он должен оставаться в заключении".
Как пишет Liberation, пополневший на несколько килограммов и уже явно много претерпевший за 17 месяцев заключения, Михаил Ходорковский до конца процесса над ним продолжал убеждать суд поверить ему. Он назвал себя хорошим олигархом, преследуемым "коррумпированными чиновниками", тогда как сам он, по его словам, всегда был более честным и более щепетильным, чем другие. "Я был неправильным олигархом", - заявил он в понедельник в суде. (Перевод на сайте Inopressa.ru.)
- ТЕКСТ полной расшифровки последнего слова Ходорковского
- АУДИОЗАПИСЬ последнего слова Ходорковского
"Я люблю Россию и верю в ее будущее как сильного и правового государства", - так, негромким, но по-прежнему твердым голосом, Михаил Ходорковский говорил, выступая с "последним словом" перед московским судом, разбирающим его дело с июня 2004 года. Пришедший в зал в джинсах и простой куртке, подчеркивая свое не слишком сильное уважение к этому суду, бывший хозяин нефтяной компании ЮКОС еще раз поклялся в своей невиновности, пишет французская газета.
"Вся страна знает, почему меня посадили в тюрьму: чтобы я не мешал разграблению компании". При этом бывший миллиардер, находящийся в заключении с октября 2003 года, добавил, что он прекрасно понимает: за упорное нежелание покинуть Россию, когда это еще было возможно, его могут "надолго отправить в лагерь".
"У меня нет яхт, гоночных машин, футбольных клубов", - сказал он, намекая на других известных российских миллиардеров, вроде Романа Абрамовича, купившего лондонский футбольный клуб Chelsea, но, тем не менее, сохранившего благосклонность Кремля и до сих пор являющегося губернатором Чукотского края, где он показывается редко, пишет издание.
Лучший аргумент защитников Михаила Ходорковского - возможно, единственный, который может его спасти, - это ущерб, нанесенный судебным произволом российской экономике в целом. В частности, в последние месяцы и российские предприниматели, и западные инвесторы часто жаловались на жадных и коррумпированных бюрократов, которые, ободренные расправой над Ходорковским, требуют все больше взяток и процентов.
Действуя так же, как и в случае с ЮКОСом, налоговые инспекции стали требовать крупных и часто произвольно установленных сумм от компаний, находящихся под их контролем. Сам раздел ЮКОСа вызвал конфликт между руководителями двух государственных или полугосударственных компаний-гигантов - "Газпромом" и "Роснефтью", борющимися за владение его главным активом - "Юганскнефтегазом".
Как пишет французская газета, даже люди из кремлевского окружения уже боятся, что они разбудили таких "демонов", которых уже никто не сможет обуздать. "Мы разгромили частных олигархов, которые либо убежали, либо дрожат от страха. Но сейчас есть государственные олигархи, которые тратят миллиарды долларов за границей. Жители европейских стран видят яхты, на которых они плавают, отели, в которых они останавливаются, самолеты, которыми они летают, украшения, которые они покупают. Мы снова не уважаем сами себя", - сказал недавно Александр Лебедев, бывший офицер КГБ, сам ставший очень богатым бизнесменом.
А в понедельник правозащитная организация объявила о том, Ходорковский может быть признан политическим заключенным сразу после вынесения приговора. Amnesty International придерживается мнения, что арест и уголовное преследование бывшего главы компании ЮКОС Михаила Ходорковского и других лиц, связанных с ЮКОСом, имеет политический подтекст, говорится в пресс-релизе организации, посвященном делу ЮКОСа.
Представители правозащитной организации уже направили письма в Министерство юстиции и Генеральному прокурору Российской Федерации, в которых высказали обеспокоенность по ряду вопросов, связанных с арестом, уголовным преследованием и содержанием под стражей Михаила Ходорковского и его партнёра по бизнесу Платона Лебедева, бывшего сотрудника отдела безопасности ЮКОСа Алексея Пичугина, одного из ведущих юристов ЮКОСа Светланы Бахминой и адвоката Елены Аграновской.