Генеральная прокуратура рапортует: уголовное "дело "Мабетекс" закрыто. В голосе следователя Руслана Тамаева сегодня журналисты услышали неподдельное волнение:
"Дорогие друзья, коллеги, дело, о котором долгое время шел разговор в средствах массовой информации, производством прекращено. Решение о прекращении уголовного дела вынесено 8 декабря текущего года. Основание √ пункт 20, статьи 5 УПК РСФСР за отсутствием в действиях состава преступления".
Уголовное дело "Мабетекса" - это сегодня 122 тома по 255 страниц в каждом. Расследование шло два года. Недавно его перепоручили Тамаеву, и тот пришел к выводу, что никакого преступления нет. По словам следователя, к такому решению его никто не подталкивал, разве что неприятный скандал, когда ФСБ стала допрашивать родственников Тамаева по делу о московских взрывах. И эта информация попала в прессу. Никакого иного давления следователь на себе не ощущал и, наоборот, недавно был повышен в должности.
В ходе следствия требовалось доказать, что фирма "Мабетекс" получала свои знаменитые и выгодные подряды на реконструкцию Кремля и других правительственных зданий не просто так, а в обмен на взятки кремлевским чиновникам. Фигурировали громкие имена. Бывший управделами президента Бородин, его дочь, зять, его заместитель, а также семья президента Ельцина. На его дочерей якобы были выписаны кредитные карточки, которыми те расплачивались в заграничных магазинах. В ходе следствия были допрошены Наина Ельцина, Татьяна Дьяченко и Елена Окулова. С первым президентом допрос не проводили. Выяснилось, что "Мабетекс" кредитки президентской семьи не оплачивал. Деньги приходили из "Межпромбанка".
Тамаев сегодня сообщил, что "в отношении членов семьи бывшего президента, даже в отношении самого бывшего президента Российской Федерации вынесено отдельное постановление, так называемое постановление "Об отказе в возбуждении уголовного дела".
Что касается семьи Бородина, то, действительно, существовал банковский счет, доступ к которому имели Пакколи, Бородин и дочь Бородина, но все операции по нему проводил Пакколи. А представленные на Бородина и дочь документы не годятся для экспертизы.
По словам Тамаева, почерковедческая экспертиза пришла к выводу, что "невозможно установить почерк Бородина либо его дочери в связи с тем, что банковские формуляры, документы, которые представлены швейцарскими коллегами, являются некачественными, то есть ксерокопиями, которые плохо читаются".
Уголовное дело по "Мабетексу" было возбуждено еще по инициативе Юрия Скуратова. Бывший генпрокурор настаивает: состав преступления в деле "Мабетекс" есть и доказать это можно. Просто было принято политическое решение спустить все на тормозах.
"Это реальные вещи - те комиссионные или на нашем языке взятки, которые Пакколи давал российским чиновникам и которые он даже декларировал в налоговых органах Швейцарии. Реальная вещь - что эти счета существовали, что эти деньги реально переводились. Реальная вещь √ подряды, которые Паколли получал на реконструкцию Кремля и выполнял эти работы", - заявил Скуратов в интервью НТВ.
По словам Скуратова, в сегодняшней сенсации для него нет ничего удивительного. Судьба уголовного дела была предрешена давно, с кадровыми перестановками в правоохранительных органах, - считает бывший генпрокурор.