В столице Чечни Грозном, где накануне был сожжен офис Сводной мобильной группы правозащитников, задержали двух ее членов - юристов "Комитета против пыток" (КПП) Сергея Бабинца и Дмитрия Дмитриева. Через несколько часов их отпустили, сообщается на странице "Комитета против пыток" в Facebook: "Телефоны вернули. Ребята в безопасности в отеле Грозный сити". КПП считает задержание незаконным, готовит жалобу в Следственный комитет.
Полицейские заблокировали сотрудников "Комитета против пыток" после того, как те вызвали стражей порядка, чтобы зафиксировать ущерб от сожженного накануне офиса, сообщает "Новая Газета". Туда дозвонился один из задержанных - Сергей Бабинец.
Глава КПП Игорь Каляпин пишет в Facebook, что адвокату пройти к задержанным не удалось. Вокруг сожженного здания оцепление, за которое его не допустили. Связи с правозащитниками нет, "где сейчас находятся наши сотрудники, достоверно не известно".
Информацию о задержании подтвердила "Интерфакс" глава российского отделения Human Rights Watch Татьяна Локшина. Она утверждает, что задержанные остались без связи: "Где-то с половины второго, по московскому времени, мы не можем с ними связаться. У наших коллег отобрали мобильные телефоны".
По данным Локшиной, с обыском в квартиру, в которой находились Бабинец и Димитриев, силовики в Грозном в воскресенье пришли без ордера без законных оснований.
"Кавказский узел" со ссылкой на сотрудника "Комитета против пыток" Дмитрия Утукина сообщает, что после поджога юристы приняли решение покинуть Чечню. Перед отъездом они заехали за вещами в сожженный офис и квартиру, где они жили - и квартиру, и офис правозащитники снимали в жилом доме, они располагаются на одной лестничной клетке.
Сводная мобильная группа российских правозащитников работает вЧечне на вахтовой основе. Ей руководит глава нижегородского "Комитетапротив пыток" Игорь Каляпин.
После многотысячного митинга в Грозном под лозунгами против террористов и против правозащитников, которые больше внимания уделяют их родственникам, а не жертвам, в столице Чечни подожгли офис Сводной мобильной группы. Несмотря на то, что прибыло четыре пожарных машины, квартира-офис СМГ выгорела полностью.
В начале декабря Кадыров заявил, что теперь за действия террористов будут платить их родственники. Эти слова прозвучали на следующий день после нападения боевиков на город, в ходе которого погибли 14 сотрудников полиции. Через несколько дней после выступления чеченского лидера появились сообщения, что неизвестные в масках жгут дома родственников террористов.
Ряд правозащитников, в том числе и глава Комитета против пыток и основатель СМГ Игорь Каляпин, раскритиковали происходящее в Чечне, указав, что слова Кадырова противоречат российскому законодательству. Каляпин обратился в Следственный комитет с просьбой проверить заявления главы республики.
В словах Кадырова, угрожавшего родственникам террористов, не повода для дела
"Новая газета" получила ответ из Следственного комитета, который не углядел в словах руководителей Чечни повода для возбуждении уголовного дела.
Скан ответа опубликован на сайте "Новой": "В поступившем обращении отсутствуют какие-либо сведения об обстоятельствах, указывающих на признаки преступления".
Газета собрала несколько свидетельств, которые просила проверить. Наряду со знаменитой записью в Instagram Кадырова, который заявил, что теперь за действия террористов будут платить их родственники, газета просила обратить внимание на:- поджоги домов, принадлежащих родственникам предполагаемых участников незаконных вооруженных формирований;- аудиозапись, на которой голосом, похожим на голос Кадырова, призывает убивать людей, внешне похожих на ваххабитов;- видеозапись, на которой человек, похожий на замиинистра внутренних дел Чечни Алаутдинова призывает "сажать", "подбрасывать" и "делать что хочешь" с людьми, которые "связаны с ваххабитами".
"Новая" газета просит от Следственного комитета дальнейших разъяснений: "СКР действительно не усматривает признаков преступления в призывах к выселению с территории субъекта Российской Федерации и уничтожению имущества граждан, "вина" которых в том, что они - чьи-то родственники; в поджогах домов; в призывах к убийству людей по внешним признакам сходства с так называемыми "ваххабитами"; в публично высказанных незаконных приказах фальсифицировать уголовные дела; в побуждении к кровной мести?"