В Совете Федерации РФ опровергли распространившееся ранее в СМИ сообщение о прибытии спецназа РФ на авиабазу в Египте на границе с Ливией. А комментируя информацию об участии десятков сотрудников российской частной военной компании в операции в Ливии по разминированию промышленного объекта в районе ливийского города Бенгази, в Совфеде заявили об отсутствии ЧВК в юрисдикции России.
Глава комитета по обороне Совета Федерации Виктор Озеров назвал уткой новость о прибытии российского спецназа на границу с Ливией, сообщает "Интерфакс". "Это очередная информационная утка", - заявил сенатор. Озеров предположил, что сообщения о присутствии российского спецназа на египетской базе - это, возможно, "отвлечение общественного мнения от решения Вашингтона направить американский спецназ в Сирию для участия в освобождении Ракки".
При этом Озеров отметил, что руководство РФ не обращалось в Совфед по вопросу об отправке российских вооруженных сил на территорию Египта или Ливии. "Мне об этом ничего не известно. Но это не самое главное. К Совету Федерации никто не обращался по вопросу о направлении российских вооруженных сил на территорию Египта или Ливии", - сообщил сенатор.
- В Минобороны назвали сообщения Reuters вбросом
- В Кремле ничего не знают о переброске спецназа в Египет
- Лавров тоже ничего об этом не слышал
- В Совфеде заявили об отсутствии ЧВК в российской юрисдикции
- Глава "РСБ-Групп": Ливия сама обратилась за помощью, но мы не ЧВК
Сенатор подчеркнул, что для направления российских военных на территорию того или иного иностранного государства необходимо обращение его властей или резолюция Совбеза ООН. "Мы можем говорить о каком-то военно-техническом сотрудничестве, но участие российских вооруженных сил в решении военных задач в Ливии невозможно без резолюции Совбеза ООН или обращения руководства страны", - пояснил глава комитета.
О появлении за последние дни российского спецназа на авиабазе в Египте вблизи границы с Ливией сообщило 14 марта агентство Reuters, ссылаясь на дипломатические источники. Собеседник в египетских силах безопасности рассказал, что речь идет об отряде спецназовцев из 22 человек. Чиновники из США сообщили, что подразделение российского спецназа и беспилотные летательные аппараты прибыли в населенный пункт Сиди-Баррани, который располагается примерно в сотне километров от границы Египта и Ливии.
По данным Reuters, прибытие российского спецназа к границе Ливии может быть связано с последними неудачами командующего Ливийской национальной армией Халифы Хафтара. Военные под его руководством в начале марта получили болезненный удар, провалив оборону нескольких нефтяных портов.
Российские, ливийские и американские власти не дали официального подтверждения этой информации. Пресс-секретарь армии Египта Тамер аль-Рифаи заявил, что на территории страны нет иностранных вооруженных сил. "На египетской земле нет солдат ни из одной другой страны. Это вопрос суверенитета", - пояснил он.
В Совфеде заявили об отсутствии ЧВК в российской юрисдикции
На появившееся еще раньше сообщение о том, что в феврале несколько десятков сотрудников российской частной компании проводили разминирование объекта в Ливии, Озеров возразил, что в юрисдикции РФ не существует ни одной ЧВК. "Предпринималось несколько попыток внести законопроекты о создании в РФ ЧВК в Госдуму. Однако мнение комитетов по обороне и безопасности обеих палат российского парламента, администрации президента иМинобороны едино - все высказываются против", - отметил сенатор.
В то же время Озеров добавил, что некоторые российские граждане зарегистрировали ЧВК в офшорах, "но это не имеет никакого отношения к российской юрисдикции".
По словам сенатора, "использование военных за пределами территории РФ без санкции СБ ООН или обращения властей соответствующего государства расценивается как наемничество". "Что касается Российской Федерации, то у нас создана целая отрасль негосударственных структур безопасности. Внутри страны нам ЧВК тоже не нужны, их создание в РФ не поддерживается", - заключил Озеров.
Глава "РСБ-Групп": Ливия сама обратилась за помощью, но мы не ЧВК
Несколькими днями ранее Reuters со ссылкой на главу российской частной военной компании "РСБ-Групп" Олега Криницина сообщило, что несколько десятков сотрудников этой фирмы проводили операцию в Ливии и покинули страну после ее завершения в феврале. Как уточняло агентство, их задачей было разминирование промышленного объекта в Бенгази.
Командующий оперативным штабом ливийских ВВС и авиабазой Бенина бригадный генерал Мохаммед аль-Манфур вскоре опроверг эту информацию, заявив, что власти Ливии не заключают контрактов с частными военными компаниями из РФ, а "любые соглашения или встречи с российской стороной являются официальными и проходят через правительство РФ и командование ливийской армии".
Однако накануне Криницын в комментарии РБК заявил, что разминирование завода в Бенгази велось специалистами "РСБ-Групп" по "официальному обращению Ливии". "В данном случае Ливия выступила с инициативой, к нам обратились", - сообщил собеседник агентства.
В то же время Криницын в беседе с РБК заявил, что "РСБ-Групп" - это не частная военная компания и ее сотрудники не участвуют в боевых действиях. "Мы занимаемся разминированием, как, например, в Ливии, охраняем корабли от морских пиратов. Помимо Ливии, к нам за помощью обращались представители бизнеса из Колумбии. Ряд стран обращался к нам за помощью, но их раскрыть я не могу, конкуренты следят за нами, а мы - за ними", - пояснил глава "РСБ-Групп". По словам Криницына, за шесть лет работы компании у нее не было потерь.
При этом Криницын отметил, что в ряды "РБС-Групп" попадают только профессиональные военные. "Мы уважаем пограничников, ветеранов "Вымпела" и "Альфы", они у нас в приоритете", - заявил собеседник РБК.
Согласно данным СПАРК, Криницын возглавляет частную охранную организацию (ЧОО) "РСБ-Групп". Дело в том, что в России не существует законов, регулирующих деятельность частных военных компаний, а отправка военных на территорию другой страны без ее официального запроса считается наемничеством. По этой причине для осуществления военной деятельности российские компании этого профиля создают дочерние структуры в офшорных зонах, отмечает РБК.