Reuters

Гражданин Северной Кореи, сумевший дважды сбежать из страны и в итоге оказавшийся в России, получил политическое убежище. По информации правозащитников, беженец Ким еще 26 мая получил в ФМС свидетельство о предоставлении временного убежища сроком на один год, однако широкой общественности о положительном исходе дела стало известно только сейчас, сообщается на официальном сайте правозащитного центра "Мемориал".

Северокорейский сирота Ким бежал из своей страны дважды. Первый раз - когда ему не было и 18 лет, юноша смог бежать от голода в Китай. Там он несколько лет жил на нелегальном положении и постоянно сталкивался с проблемами с правоохранительными органами. Услышав, что где-то в РФ есть лагерь для беженцев, Ким отправился в РФ, однако по нелепой случайности оказался в Казахстане.

Как и Китай, Казахстан тогда не принимал беженцев - государство ратифицировало Конвенцию 1951 года только в 1998 году. Именно поэтому пойманный на границе Ким через несколько недель оказался в северокорейском трудовом лагере: его осудили на десять лет принудительных работ.

Тем не менее Киму вновь удалось бежать. Он снова перебрался в Китай, а оттуда - в Россию. Молодой человек оказался в Благовещенске, где его пытались похитить, но адвокату удалось Кима спрятать.

В прошлом году, который, кстати, был объявлен годом дружбы между РФ и КНДР, северокореец добрался до Москвы, где обратился за статусом беженца. Однако миграционная служба Москвы с тех пор несколько раз отказывала молодому человеку в статусе беженца и даже во временном убежище, считая, что тот недостаточно обосновал опасность своего возвращения на родину.

Управление ФМС Москвы отказало северокорейцу в получении статуса беженца. Правозащитники помогли ему обжаловать это решение в суде, который признал отказ незаконным. Но и во второй раз обратившись в ФМС за статусом, он получил отказ.

"Тогда он подал заявление о предоставлении временного убежища. Но и в этом ему отказали", - рассказала в январе этого года заместитель председателя комитета "Гражданское содействие" Елена Буртина. Она пояснила, что свой отказ миграционная служба мотивировала тем, что беженец не доказал, что его в КНДР могут убить: "не привел соответствующие статьи корейских законов".

Напомним, западная пресса неоднократно сообщала о перебежчиках из КНДР, которые, спасаясь от голода и невыносимых условий жизни, бегут в основном в Южную Корею. Писали журналисты и о заключенных так называемых трудовых лагерей в КНДР.

Так, в 2013 году в Южной Корее прошли слушания комиссии ООН по расследованию нарушений прав человека в КНДР. Тогда около 30 перебежчиков дали показания, рассказав об ужасах лагерей, где, по их словам, мучимые голодом дети вынуждены были есть крыс, лягушек и насекомых, а матерей заставляли топить своих новорожденных детей.

В 2014 году Европейский альянс за права человека в Северной Корее начал публиковать рассказы, основанные на мемуарах сбежавших из КНДР людей. Бывшие заключенные рассказывали о пребывании в лагерях - о пытках, голоде и тяжелом труде.

СМИ сообщали, что КНДР также направляет тысячи работников за рубеж, в том числе в Россию, - на стройки и лесозаготовки, где они фактически на положении рабов трудятся под присмотром надзирателей с родины. Случаи бегства северокорейцев из-за голода, холода и пыток отмечались и с российских объектов. По данным прессы, беглецы просили политического убежища в посольстве Южной Кореи в РФ и получали его.