НТВ

Том Парфитт, автор статьи в британской газете The Guardian, обращается к сегодняшней ситуации в Чеченской республике. Сегодня, когда Россия выиграла войну, а путинская стратегия постепенного вывода федеральных сил и "чеченизации" конфликта дала свои плоды, за "мир" в Чечне все еще приходится дорого платить, отмечает британский обозреватель (полный текст на сайте Inopressa.Ru).

Грозный восстанавливается стахановскими темпами. На каждом углу с гигантских плакатов покровительственно взирает Рамзан Кадыров, могущественный промосковский премьер-министр. Он демонстрирует свою щедрость, раздавая бесплатное жилье неимущим.

Чтобы подавить вооруженную оппозицию, Кремль дал добро жестким методам. Путинский ставленник Рамзан Кадыров, 30-летний хозяин ручного тигра, сын бывшего лидера республики, убитого в 2004 году, пользуется абсолютной властью. Боевик, перешедший на сторону Москвы, Кадыров управляет верной армией амнистированных боевиков - "кадыровцев", которые искореняют своих бывших братьев по оружию.

Том Парфитт приводит слова известной российской журналистки Юлии Латыниной, которая часто бывает на Северном Кавказе. По ее словам, Путин понял, что только чеченец – только Кадыров, если точнее, - может выиграть войну с партизанами. "Чечня стала более-менее спокойным местом, - говорит она. - Проблема в том, что это основано на механизме убийства".

Уничтожение боевиков, которые сами повинны в терроризме и чудовищном насилии, не единственный ответ. На этой неделе Human Rights Watch выступила с заключением, что пытки и жестокое обращение с заключенными в кадыровской Чечне носят систематический характер.

Излюбленный путь получения признаний - электрошок, прижигание раскаленными металлическими прутьями и избивание бутылками с песком. Есть и другие методы воздействия. Один из них - насаживать головы мертвых боевиков на колья и выставлять их в центре города. Еще один - выманивать боевиков из леса путем похищения их родственников.

Для большинства чеченцев ситуация сейчас лучше, чем террор пять лет назад, когда федеральные солдаты убивали, похищали и насиловали безнаказанно всех подряд. Теперь объектами преследований являются в основном подозреваемые боевики и их родственники. Однако удушающая атмосфера мести означает, по мнению обозревателя The Guardian, что страх и варварство живут и процветают в "умиротворенной" Чечне.