В канун 20-й годовщины августовского путча против горбачевской перестройки, ускорившего развал СССР, западная пресса представляет свой взгляд на те события и дает оценку нынешней России, которая "все еще - или вновь - находится на перепутье". Обзор зарубежных статей по теме подготовил сайт InoPressa.
Любопытной информацией делится на страницах The Guardian ее бывший московский корреспондент Джонатан Стил. 21 августа 1991 года, в последний день путча, он находился в Крыму, где на даче в Форосе, изолированный от внешнего мира членами ГКЧП, находился президент СССР Михаил Горбачев.
В те дни Горбачева объявил больным, и никто не знал, что с ним на самом деле - может быть, отравлен или каким-то иным способом "выведен из строя", вспоминает британский журналист. "На четвертый день я все-таки сумел проникнуть на виллу и поговорить с ним. Я мог подтвердить, что он здоров и в хорошей физической форме. Это была сенсационная информация мирового значения. Но как ее распространить?"
- Через 20 лет Горбачев сознался Стилу в своих главных политических ошибках
- Спустя 20 лет российское общество пронизано цинизмом и разочарованием
- Мнение: Россия и сейчас отстает в сфере демократии и рискует распасться, как СССР
В московском корпункте Стил оказался лишь на следующий день. "Мой эксклюзивный репортаж об освобождении Горбачева пришлось публиковать спустя 30 часов после того, как оно произошло", - сокрушается журналист.
Еще один материал The Guardian, уже другого автора, посвящен погибшим во время путча защитникам Белого дома от войск, присланных ГКЧП. В свое время Дмитрий Комарь, Илья Кричевский и Владимир Усов были национальными героями, символом сопротивления тирании, пишет издание. Тысячи людей проводили их в последний путь. Горбачев присвоил им звания Героев Советского Союза.
22-летний Комарь залез на БТР и попытался забраться в люк, повествует газета. "Изнутри в него выстрелили. Его тело отбросило выстрелом, нога застряла, и он свесился с задней стороны бронетранспортера. Еще один защитник, Геннадий Веретильный, пытался высвободить Комаря из ловушки, но был ранен в плечо и отступил.
"Когда БТР остановился, я снова подбежал, но Дмитрию уже размозжило голову", - рассказал недавно в интервью Веретильный. Усов, тоже пытавшийся помочь Комарю, был убит шальной пулей. Кричевского застрелили, когда солдаты выбирались из другого БТР, подожженного демонстрантами, говорится в статье.
Но спустя два десятилетия лет Комарь, Кричевский и Усов почти забыты. "Эти трое пролили кровь за свою страну. Но о них больше не говорят, а военный, который стрелял из БТРа, стал генералом", - заметил Веретильный. Мать Дмитрия Комаря подтвердила: ее погибшему сыну и остальным никто в России не уделяет внимания. "От Ельцина (возглавлявшего сопротивление ГКЧП - прим. ред.) я никогда ни слова не слышала", - добавила она.
Спустя 20 лет российское общество пронизано цинизмом и разочарованием
Как отмечают обозреватели, память об этих людях тускнеет, так как общество пронизано цинизмом и разочарованием. Россияне скептически оглядываются на 20 лет, прошедшие после августовского путча и распада СССР. Свежий опрос показал, что фактически половина граждан страны считает, что после августовского путча Россия пошла "не тем путем", сообщает Die Presse.
39% респондентов оценивают сегодня путч как "трагический инцидент", 35% - как "один из эпизодов борьбы за власть в среде политической элиты". Лишь 15% опрошенных полагают, что "сопротивление народа" тогда имело решающее значение, в 1991 году в это верили 57%, пишет издание, ссылаясь на данные российского "Левада-центра".
О недавнем прошлом и настоящем России рассуждает швейцарская Le Matin. "Двадцать лет спустя после неудавшегося путча Россия, зажатая между господством бывшего офицера КГБ (Владимира Путина - прим. ред.), вернувшего стране советский гимн, и обещаниями реформ со стороны его преемника Дмитрия Медведева, все еще - или вновь - находится на перепутье", - констатирует газета.
Она цитирует президента московского Института стратегических исследований Александра Коновалова, который указывает на двойственное отношение к 20-летним событиям в современной России. "Владимир Путин назвал распад СССР - прямое следствие путча - величайшей геополитической катастрофой ХХ века", - напоминает он.
ГКЧП пытался закрутить гайки в уже разрушенной системе
В свою очередь политолог Юрий Коргунюк, чьи слова также приводятся в статье, считает, что советские консерваторы, организовавшие сопротивление горбачевской перестройке, "попытались закрутить гайки, не понимая, что это было уже невозможно, и тем самым ускорили распад системы".
Газета вкратце излагает последовательность событий. "Когда 19 августа 1991 года москвичи обнаружили колонны танков на улицах, а вся страна узнала по телевидению, что президент СССР Горбачев отстранен от руководства "по состоянию здоровья" и власть взял ГКЧП, жители страны были лишь отчасти застигнуты врасплох этим ударом консерваторов, назревавшим уже несколько месяцев", - повествует издание.
С момента начала перестройки Горбачев пытался "маневрировать" между консерваторами, настаивавшими на ужесточении контроля, и демократическими силами, требовавшими реформ и свобод. В начале лета 1991 года Горбачев, чтобы избежать развала СССР, согласился на разработку нового союзного договора, предоставляющего большую автономию республикам. Это переполнило чашу терпения консерваторов, потребовавших, чтобы Горбачев пересмотрел свою позицию, а после его отказа взявших его под арест на крымской даче. ГКЧП ввел режим чрезвычайной ситуации, но "либо у путчистов не хватало решимости, либо их приказы не выполнялись", пишет корреспондент.
Сопротивление путчу возглавил Борис Ельцин, которого поддержали тысячи москвичей, а затем и военные подразделения, начавшие переходить на их сторону. 21 августа путч потерпел фиаско, 22 Горбачев вернулся в Москву, но его позиции уже пошатнулись. Союзные республики одна за другой провозгласили независимость, в декабре СССР был распущен, Горбачев ушел в отставку.
Мнение: Россия и спустя 20 лет отстает в сфере демократии и рискует распасться, как СССР
Между тем обозреватель Reuters отмечает, что и спустя 20 лет после последней попытки коммунистов спасти СССР Россия все еще отстает в сфере демократии.
"Конец советской империи навеял мечты о лучшей жизни, которые хотя бы частично сбылись у многих, хотя и не у всех, россиян. Но в политической жизни по-прежнему господствует один человек, Владимир Путин, при системе, которую мало кто считает панацеей", - говорится в статье.
Многие историки и политологи делят эти 20 лет на хаотический период правления Ельцина и более стабильную эру Путина. По общему мнению, простые россияне до сих пор считают, что мало влияют на управление страной. "В России сохраняется всего лишь имитация демократии", - заметила социолог Ольга Крыштановская. По ее словам, народ смиряется с этим, полагая, что российское государство было таким столетиями и не изменится.
Аналитик Николай Петров из Московского центра Карнеги говорит: "Мы можем обвинить и Ельцина, и Путина в том, что они воспользовались своими возможностями хуже, чем могли бы. Ельцин обладал колоссальной поддержкой в обществе для осуществления планов, а Путину пошло на пользу внезапное процветание России, которым он мог бы воспользоваться получше. Для многих большие надежды обернулись большим разочарованием".
Требования перемен и признаки недовольства все заметнее, продолжает обозреватель и приводит слова Горбачева: "Модернизацию можно осуществить, только если народ, все население, будет вовлечен в весь процесс". Также он цитирует бывшего советника Ельцина Геннадия Бурбулиса, считающего, что без скорых реформ и дополнительных инвестиций в инфраструктуру Россия может распасться, как ранее СССР.