Reuters

На Сахалине прошла встреча президента РФ Дмитрия Медведева и премьера Японии. Таро Асо стал первым главой японского правительства, посетившим этот остров после Второй мировой войны. В Токио надеются, что встреча политиков станет прологом к серьезному нефтегазовому сближению двух стран и возобновлению пребывающих в спячке переговоров по территориальной проблеме, пишет газета "Коммерсант".

Встреча с президентом Дмитрием Медведевым позволила сделать важный шаг к построению стратегических отношений между двумя странами в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), заявил глава японского правительства японским журналистам по итогам российско-японского саммита в Южно-Сахалинске.

"Мы сделали важный шаг к построению стратегических отношений с Россией в АТР", - цитирует заявление Асо ИТАР-ТАСС.

- МИД Японии: визит японского премьера на Сахалин – признание суверенитета России
- Токио рассчитывает, что "энергетический кризис" побудит РФ смягчить позицию по Южным Курилам
- МИД Японии: Москва посылает смешанные сигналы

"Территориальная проблема между Россией и Японией требует политического решения", - считает японский премьер. Это "проблема, которая довлеет над всем комплексом двусторонних отношений". "Подход, когда Россия говорит о двух островах, а мы - о четырех, для обеих сторон совершенно не привел к продвижению вперед. Поэтому, как я полагаю, нет иного способа решить проблему, кроме политического, без перекладывания ее на чиновников", - подчеркнул японский премьер.

Участники российско-японского саммита, отмечает в среду агентство KYODO, "договорились ускорить работу на переговорах по территориальному вопросу, используя творческие, нешаблонные, новые подходы". "Нынешняя встреча,- заявили в связи с этим источники в правительстве Японии, - стала первым шагом к решению проблемы".

МИД Японии: визит японского премьера на Сахалин – признание суверенитета России

Между тем, некоторые токийские газеты и отдельные эксперты требовали от главы правительства не принимать приглашение Дмитрия Медведева и не подтверждать тем самым права Москвы на Сахалин, пишет "Коммерсант".

Южная часть Сахалина с 1905 года и до победоносного наступления Красной армии в 1945 году находилась под властью Токио и носила название Карафуто.

"Поездка премьера Асо - четкое и окончательное подтверждение суверенитета России на Сахалине, - заявили мне представители МИД Японии непосредственно перед визитом. - Мы не поддерживаем экстремистов. Нынешний визит вообще должен показать японцам, как нам близка Россия - в прямом смысле слова".

По сан-францисскому мирному договору 1951 года со странами антифашистcкой коалиции Токио отказался от юга этого острова и Курил. Однако СССР документ не подписал, и в результате в нем не указано, кому теперь перешли суверенные права на отторгнутые территории. Только в 2001 году в Южно-Сахалинске начало действовать генконсульство Японии. Тем самым Токио тихо признал принадлежность России как Сахалина, так и входящих в состав этой области Курил.

Ставшие камнем преткновения "северные территории" Токио частью Курильского архипелага не считает, а уверяет, что они естественное продолжение северного японского острова Хоккайдо.

Токио рассчитывает, что "энергетический кризис" побудит РФ смягчить позицию по Южным Курилам

Официально Асо прибыл на Сахалин для участия в церемонии открытия в районе Пригородное на берегу залива Анива крупного завода по сжижению природного газа. Российский президент 24 января сам позвонил премьеру Асо и пригласил его на открытие завода, заявив, что готов говорить на любые темы, включая территориальный вопрос. Завод построен в рамках проекта "Сахалин-2". Контрольный пакет акций предприятия получил "Газпрому", пишет газета. Более половины продукции этого завода на основе долгосрочных контрактов будет поставляться в Японию.

С сахалинскими проектами Япония прочно связывает свои надежды на повышение энергетической независимости. За "Сахалином-2" могут последовать другие программы освоения богатств этого острова, а потом и углеводородов Восточной Сибири после завершения строительства стратегического трубопровода к тихоокеанскому побережью России.

В Токио видят проблемы в энергетических отношениях России с Западом и всерьез принимают намерение Москвы увеличить до 27% долю Азиатско-Тихоокеанского региона в ее экспорте природного газа и до 24% - в товарных поставках нефти. Такая переориентация, помноженная на тяготы нарастающего экономического кризиса, надеются в Японии, может побудить Россию скорректировать и подход к спору о Южных Курилах.

МИД Японии: Москва посылает смешанные сигналы

В Токио обратили внимание на то, что вместо совсем недавних бескомпромиссных заявлений в стиле "лишней земли у нас нет" Москва в последнее время заговорила о компромиссе, отказе от крайних позиций и "о поиске решения где-то посередине".

Ходят слухи о том, что российский МИД готов гибко подойти к просьбе японцев, однако против, мол, иммиграционная служба и пограничники. В Токио между тем заговорили о стремлении России вообще свернуть безвизовые обмены у Южных Курил, чтобы поставить на место соседей с их надоевшими территориальными претензиями.

"Впрочем, - посетовали в беседе со мной представители МИД Японии, - сигналы к нам поступают смешанные. Мы, например, не можем не реагировать на неожиданное ужесточение вашей позиции по вопросу о безвизовых поездках японцев на Южные Курилы".

Они осуществляются с самого начала 90-х годов: по взаимной договоренности на острова периодически пускают делегации их бывших японских жителей, членов их семей, некоторых официальных лиц, учителей и медиков. Взамен жители Южных Курил регулярно за счет соседей путешествуют в Японию и получают оттуда гуманитарную помощь. Поскольку Токио не признает суверенитет Москвы над островами, обмен делегациями шел "без виз", вернее, соответствующие штампы ставились на бумажные вкладыши в паспорта. Однако в январе от группы японцев, прибывшей на Южные Курилы с партией медикаментов на 400 тысяч долларов, потребовали заполнять иммиграционные карточки обычного образца. Препирательства ни к чему не привели, и гости вернулись домой, забрав с собой привезенные в дар лекарства. МИД Японии не стал раздувать скандала, но потребовал вернуться к прежнему режиму. В Москве же ссылаются на введение в 2006 году нового иммиграционного законодательства, которое не предусматривает исключений для Токио.