novgaz.ru

Судья Виктор Данилкин знал о том, что в СМИ должно выйти невероятное интервью его помощницы Натальи Васильевой, заявившей, что приговор по второму делу ЮКОСа писался под давлением Мосгорсуда. Об этом радиостанции "Эхо Москвы" рассказала сама Васильева. При этом она отмечает, что ей очень тяжело от того, что она невольно навредила своему начальнику.

Однако она подчеркнула, что больше не могла замалчивать эту информацию. "Я очень долго с этим боролась и поняла, что не смогу с этим жить. Я высказала свою гражданскую позицию. Я хочу, чтобы люди знали правду. Деньги мне никто не платил. Это абсолютная чушь и глупость. Да, я высказала свою гражданскую позицию и я хотела, чтобы доброе имя Данилкина не поливали грязью, потому что во многих вещах он не виноват", - заявила Васильева.

По ее словам, никакой бурной реакции у Данилкина на информацию о том, что она все рассказала, не было. "Я дала интервью, приехала на работу и зашла в кабинет к Виктору Николаевичу и сказала: "Я дала интервью в Вашу защиту". Он сказал: "Дала и дала, я же не знаю, о чем ты там сказала". После этого я уехала", - уточнила помощница судьи.

- Васильева о своей биографии. Профессии повар она не стесняется
- Адвокаты Натальи Васильевой потребовали отчета у ФСБ по поводу загадочных "людей в штатском"

Васильева также рассказала, что не ожидала такой реакции на свое интервью впоследствии. Она уверена, что те комментарии, которые последовали со стороны самого Данилкина, были навязаны ему Мосгорсудом или "даже кем-то выше". Что касается своих контактов с защитой Ходорковского, Васильева отметила, что ни с кем из этих людей близко не знакома.

Также в пятницу вечером на сайте "Новой газеты" появилось еще одно большое интервью Натальи Васильевой. Пресс-атташе Хамовнического суда поговорила с журналисткой Верой Челищевой, которая освещала процесс по ЮКОСу и которая ранее подтвердила ее слова о неслыханном давлении на суд.

Челищева отмечает, что по просьбе Васильевой разговор с ней продолжался только полчаса и оказался мучительным и трудным. "Наташа иногда плакала. Очень бледная, совсем не спит. И еще. Она очень боится за своих близких.", - пишет "Новая газета".

"Я очень долго переживала. Очень долго нервничала. В начале февраля я уже поняла, что не могу... Когда видишь, в каком состоянии человек (Данилкин – прим. ред.) находится… Поэтому дала интервью "Газете.Ru". Очень нервно все было… Я пыталась понять, как вообще возможно все это... Осмысление пришло ко мне, наверное, недели через две после приговора", - делится Васильева.

Сотрудница суда поясняет: она мучилась оттого, что Виктор Николаевич оказался в такой ситуации и вынужден был вынести несправедливый приговор. Она собирала в интернете разные нелицеприятные публикации о судье, и, оценив их, хотела рассказать правду. Ни с кем из своих коллег она этим не делилась.

На вопрос, почему именно "Газета.Ru" была выбрана в качестве площадки, Васильева ответила, что это вышло случайно. "Все в суде видели, что к журналистам я одинаково относилась, абсолютно ровно, никогда никого не выделяя из них", заверила она.

Стоит отметить, что сам Данилкин назвал высказывания своей помощницы клеветой. "Заявление Васильевой - это клевета, опровергнуть ее можно только в установленном законом порядке, то есть путем подачи соответствующего иска в суд", - сказал Данилкин. Однако пока иска к Васильевой не последовало, более того, через пару дней агентства распространили новое заявление Данилкина, в котором он говорит, что увольнять помощницу не будет. И судиться с ней пока тоже.

Пресс-секретарь Мосгорсуда Анна Усачева подтвердила, что Данилкин вправе обратиться в правоохранительные органы с требованием о проверке заявлений, сделанных его помощницей. Она отметила, что наказание по части 3 статьи 129 УК РФ (клевета, соединенная с обвинениями лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления) предусматривает наказание от штрафа до лишения свободы на срок до трех лет.

Теперь же Наталья Васильева полагает, что слова о "клевете" произносит не сам Данилкин, их распространяет пресс-служба Мосгорсуда.

Напомним, помощница судьи Виктора Данилкина и пресс-секретарь Хамовнического суда Наталья Васильева дала скандальное интервью 14 февраля. Фактически, она обвинила своего начальника в преступлении. По ее словам, в ходе процесса по второму "делу Ходорковского" на судью оказывалось давление из Мосгорсуда, а приговор писал вовсе не он.

Известные российские адвокаты заявили, что по фактам, озвученным Васильевой, должна быть проведена служебная проверка, так как "речь идет о грубейшем нарушении уголовно-процессуального закона, оказании давления на суд и вынесении приговора не по своему внутреннему убеждению", сказал адвокат Генри Резник.

Однако пока складывается довольно странная ситуация: есть признание помощницы судьи о том, что приговор по резонансному делу принимался незаконно. С просьбой проверить информацию о давлении на Хамовнический суд в Генпрокуратуру обратились российские правозащитники и писатель Борис Стругацкий, но никакой информации о проверке в этой связи не сообщается.

Судья Данилкин какое-либо давление на себя при принятии решения по делу Ходорковского отрицает, но в суд на клевету не подает. Зато, по данным адвоката Ирины Хруновой, пресс-службы Мосгорсуда сообщила о том, что будет проведена проверка по факту служебной деятельности Натальи Васильевой.

Адвокат Хрунова из правозащитной организации "Агора", которая вызвалась оказать юридическую помощь помощнице Данилкина, направила запрос на имя директора ФСБ России Александра Бортникова с просьбой сообщить, является ли ФСБ инициатором проверки в отношении Васильевой и ее супруга, а также проводится ли вашим ведомством какая-либо проверка в их отношении.

Основанием для такого запроса стало давление, оказываемое на семью Васильевой. По ее словам, на следующий же день после публикации интервью о вынесении приговора по делу Михаила Ходорковского к родителям ее мужа заходили не представившиеся люди в штатском, которые интересовались местом ее проживания. По ее мнению, оперативная разработка ведется и в отношении ее мужа, бывшего сотрудника управления уголовного розыска ГУВД Москвы. Тогда некоторые СМИ предположили, что этим занимается ФСБ.

Васильева о своей биографии. Профессии повар она не стесняется

В интервью "Новой газете" Наталья Васильева пожаловалась, что в Мосгорсуде про нее говорят "разные неприятные вещи, которые не соответствуют действительности". Она видела статьи в прессе, где факты о ней подавались в несколько грязном тоне. "Так все было вывернуто, что я, читая эту статью, не поняла: "Боже мой! Неужели это про меня?!". И потом, знаете, мне не стыдно, что я работала поваром. Повар хотя бы может быть честным человеком. Мне не стыдно. У меня была высокая категория, я профессионал высокого уровня", - говорит сотрудница суда.

Она рассказала, что как только ее интервью появилось в прессе, сразу из Хамовников Мосгорсуд затребовал ее личное дело. А затем всю информацию, которая была в личном деле, повернул в очень неприглядном виде.

Рассказанная же от первого лица биография выглядит так. Наталья Васильева родилась в Ташкенте, в 1969 году. До 17 лет там жила и училась. В 17 лет окончила торгово-кулинарный техникум при Туркестанском военном округе (еще в СССР) по специальности обслуживание военного персонала. Таких учебных заведений было только два – в Ташкенте и в Ленинграде, а распределение было по всему Союзу. Поскольку она окончила техникум с красным дипломом, у нее было право выбора, и Васильева предпочла Москву.

Почти сразу, в начале 90-х, работу по специальности она оставила очень быстро. В частности, работала в хорошем магазине одежды, затем в группе содействия страховой компании "Дельта". Но в какой-то момент все это ей стало неинтересно. К тому моменту она уже оканчивала Международный юридический институт при Министерстве юстиции РФ и писала диплом.

Вуз она окончила в 2009 году и недели через две пришла работать в Хамовнический суд. Сначала ее определили секретарем судебного заседания. Потом получилось так, что она сразу же начала заниматься работой, которой и занималась до последнего времени в должности помощника судьи.

У Натальи Васильевой есть двенадцатилетний сын.

В середине марта отпуск Натальи Васильевой, взятый перед интервью, заканчивается. Агентства недавно передали слова Виктора Данилкина о том, что увольнять ее не будут - она останется, "если сможет работать в коллективе".

"Я сейчас не могу ответить, какие будут мои дальнейшие действия. Но вряд ли возможно будет остаться. Потому что работа в суде все-таки подразумевает определенные контакты с людьми. Скорее всего, я уйду. Не смогу", - говорит Наталья Васильева.

На вопрос, что сказали о ее поступке близкие, Наталья Васильева ответила: "сказали, что я ненормальная". Но муж заявил: "Что бы ни случилось, я с тобой".