Moscow-Live.ru

Российский газовый концерн "Газпром" получит аванс от китайских партнеров еще до начала поставок им газа. Об этом объявил зампред правления "Газпрома" Александр Медведев. По его словам, передает ИТАР-ТАСС, поставки начнутся через четыре - шесть лет в зависимости от готовности китайской инфраструктуры.

"С китайской стороной достигнута договоренность о выплате аванса до начала поставок в 25 млрд долларов. Условия будут согласовываться. В эти условия войдет график предоставления аванса и график поставок газа против этого аванса и его влияние на те или иные параметры", - цитирует Медведева "Интерфакс". Речь идет о контракте, который "Газпром" и китайская корпорация CNPC подписали 21 мая о поставке в течение 30 лет в Китай до 38 млрд кубометров газа в год. Общая стоимость контракта составляет 400 млрд долларов и, по мнению российских менеджеров, достойна строчки в Книге рекордов Гиннеса.

Как уточняет РБК, зампредседателя правления "Газпрома" Виталий Маркелов пояснил, что законтрактованные поставки газа в Китай полностью обеспечены ресурсами Чаяндинского и Ковыктинского месторождений. Однако не исключено, что в случае расширения поставок к ним подключатся и другие производители газа, в том числе "Роснефть", от которой ожидают подтверждения наличия запасов.

Как пояснил начальник департамента перспективного развития "Газпрома" Дмитрий Люгай, пока независимые производители оперируют только данными о потенциальных ресурсах, а реальные запасы могут оказаться намного меньше. Он также отметил, что "Газпром" рассчитывает на пять крупных месторождений, тогда как независимые производители располагают 50-ю мелкими и средними, что осложняет организацию поставок.

Александр Медведев также рассказал о намерении "Газпрома" возобновить переговоры с Китаем о поставках газа по западному маршруту, через Алтай, и поставках сжиженного природного газа. "Мы не отказываемся от возможности поставок СПГ в Китай, несмотря на подписание контракта по трубному газу", - пояснил топ-менеджер консорциума, уточнив, что речь идет о проекте "Владивосток-СПГ", в состав которого могут войти и китайские компании.

Консорциум по проекту, предполагающему строительство в Приморском районе завода по производству сжиженного природного газа мощностью 10 млн тонн в год с возможностью дальнейшего расширения, может быть сформирован до конца года, сообщил Медведев. А первая линия завода должна быть введена в эксплуатацию в 2018 году.

Напомним, эксперты, оценивая 30-летний контракт "Газпрома" на поставку газа в Китай, посчитали, что из-за больших объемов он вряд ли будет прибыльным. Позднее был поднят вопрос о докапитализации консорциума за счет государства.

В среду стало известно, что в Минфине РФ не видят необходимости в докапитализации, хотя и мониторят ситуацию. "Пока мы видим, что китайские банки дают кредит "Газпрому" 25 млрд долларов. Пока ресурсы есть для того, чтобы строить газотранспортную сеть. Поэтому говорить, что "Газпром" нуждается в докапитализации сейчас, а "Газпром" - мощнейшая компания, нет оснований", - заявил министр финансов РФ Антон Силуанов.

Тем временем "Газпром" продолжает осваивать азиатские рынки. Накануне "Ведомости" сообщили о том, что расписками концерна теперь можно торговать не только в Лондоне и Нью-Йорке. "Газпром" получил листинг на Сингапурской бирже. "Наша задача - стать более понятными и знакомыми для китайских инвесторов, что особенно важно после подписания контракта о поставках газа с CNPC", - пояснил изданию источник, близкий к "Газпрому".

Объем торгов будет зависеть от конъюнктуры рынка и поможет, если потребуется, привлечь финансирование для строительства газопровода "Сила Сибири", поскольку появление на крупной азиатской бирже сделает российскую компанию узнаваемой.

В то же время "Газпром" продлил контракт с индийской Gail на поставку сжиженного природного газа. Теперь срок поставок составляет 25 лет и 3-3,5 млн тонн в год с возможностью увеличения. Базовый договор купли-продажи был заключен в 2012 году на 20 лет, уточняет ИТАР-ТАСС.

Как напоминает "Московский комсомолец", заключение 30-летнего контракта с Китаем многими было воспринято как пощечина Европе, выступающей на стороне киевских властей и пытавшейся с помощью энергетических контрактов оказать давление на политику Кремля. Подписание контракта выглядело наглядной демонстрацией отсутствия у Москвы непреодолимой зависимости от европейского рынка сбыта.