Moscow-Live.ru

Увольнение руководства РБК напрямую связано с публикацией статей о "панамском досье", заявила журналистам The Financial Times бывший шеф-редактор холдинга Елизавета Осетинская.

По ее словам, после публикации материалов она дала указание журналистам исследовать дело об офшорах друга президента России Владимира Путина Сергея Ролдугина. Эти публикации привлекли внимание читателей, что положительно сказалось на трафике сайта РБК, но они же и стали "красной тряпкой" для Кремля, следует из слов Осетинской.

Бывший директор РБК, вице-президент инвестгруппы "Онэксим" Дерк Сауэр в свою очередь сказал FT, что РБК "стало жертвой собственного успеха". По его словам, в России сейчас невозможна подобная расследовательская журналистика.

По данным источников газеты "Ведомости", причинами недовольства "на высшем уровне" стало расследование РБК о предполагаемой дочери президента РФ Катерине Тихоновой, о бизнес-интересах предполагаемого зятя главы государства Кирилла Шамалова и других приближенных Владимира Путина.

Фигуранты расследований часто жаловались на РБК в администрацию президента. Николай Молибог, Дерк Сауэр и сам Михаил Прохоров постоянно получали звонки оттуда с требованием сменить редакционную политику, утверждают собеседники "Ведомостей". При этом Сауэр пытался смягчить последствия таких напряженных моментов. Он рассказывал редакции о недовольстве чиновников, но никогда не просил отказаться от расследований, утверждают источники в РБК.

Последней каплей терпения Кремля стало панамское расследование. РБК не участвовал в нем напрямую, но публиковал на основе документов статьи на сайте, а также выпустил текст на первой странице газеты и сопроводил его фотографией Путина. Прохоров из-за этого получил несколько звонков из администрации президента, рассказали сотрудники РБК газете "Ведомости".

При этом в Кремле неоднократно заявляли об отсутствии давления на холдинг со стороны государства. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что в последнее время Путин не встречался с владельцем группы "Онэксим", куда входит РБК, Михаилом Прохоровым. Кроме того, Песков опроверг сообщения прессы о том, что Кремль рекомендовал сменить собственников РБК.

Журналисты The Washington Post в материале об увольнении руководства РБК отмечают, что это издание добилось успеха в чем-то практически неслыханном в нынешней России: острых журналистских расследованиях и увеличении своей аудитории, говорится в статье.

"Путин никогда полностью не уничтожал независимую журналистику в России - он вытеснял ее. Он разрешал небольшим либеральным СМИ существовать - и почти все информагентства прибегали к предварительной самоцензуре - в то время как точка зрения Кремля доминировала в теленовостях, источнике информации для большинства людей. Когда какая-то организация или ее владелец бросали вызов Путину, вторгались в запрещенные "зоны" или получали слишком большую аудиторию, власти ее нейтрализовывали, зачастую убирая владельцев или редакторов", - говорится в материале, который цитирует InoPressa.

Обозреватель The New Yorker Маша Липман называет произошедшее с РБК "еще одним сильным ударом по свободе прессы в России". По ее словам, РБК - не только лучшее в России политическое СМИ, но и самое читаемое политическое издание.

В России остаются и другие СМИ, которые в первую очередь заботятся о журналистских стандартах, а не о том, как бы не прогневать Кремль. "Но каждое из них крайне уязвимо и знает об этом, а чем меньше их остается, тем уязвимее они становятся", - заключает Липман.

Напомним, медиахолдинг РБК 13 мая покинули шеф-редактор Елизавета Осетинская, главный редактор газеты РБК Максим Солюс, а также главный редактор информационного агентства РБК Роман Баданин. Генеральный директор РБК Николай Молибог заявил, что он и редакторы не сошлись во мнении о дальнейшем развитии компании. Вскоре после объявления об увольнении руководства 10 сотрудников редакции заявили о намерении покинуть холдинг до конца июня.