Moscow-Live.ru / Ольга Шуклина

В московском районе Хамовники, в Олсуфьевском переулке, д. 1 стр. 2, стоит четырехэтажный огороженный особняк без вывесок, все окна которого закрыты плотными шторами, а участок перед тротуаром с двух сторон просматривается камерами видеонаблюдения. Однако поздними вечерами через жалюзи пробивается свет, а в переулке иногда паркуются черные Toyota Land Cruiser с номерами серий АМР и ЕКХ.

Из редких упоминаний в открытых источниках следует, что в особняке раньше располагалась база спецподразделения "Альфа". По данным "Радио Свобода", как минимум до конца 2016 года здание оставалось на балансе ФСБ, а именно принадлежало ФГКУ "Войсковая часть 55002". Сама она зарегистрирована на Большой Лубянке и является Управлением материально-технического обеспечения ФСБ.

Это подразделение известно странными закупками, а среди видов его экономической деятельности заявлены, среди прочих, "Деятельность в области демонстрации кинофильмов", "Производство деревянной тары" и "Организация похорон и представление связанных с ними услуг". В 2017 года Reuters выяснило, что интересы в/ч 55002 представляла в судах компания Kamerton Consulting Натальи Весельницкой, оказавшейся в центре скандала о вмешательстве России в американские выборы.

Судя по фотографиям сервиса "Яндекс.Карты", окна особняка остаются плотно зашторенными как минимум с 2010 года, камеры наблюдения появились к 2013 году, а к 2018-му у дома отреставрировали фасад. При этом, согласно базе данных юридических лиц "Контур.Фокус", с 2011 года по этому адресу было зарегистрировано 12 похожих друг на друга коммерческих компаний, часть которых по всем признакам занималась серыми схемами "обналички".

Девять компаний в последние три года исключены из государственного реестра в связи с отсутствием экономической деятельности, еще одна готовится к исключению, две оставшиеся формально продолжают существовать. Практически на каждую фирму были оформлены исполнительные производства по взысканию налогов и сборов, и все они были "возвращены взыскателю, так как невозможно разыскать должника или его имущество".

Одна из таких фирм - действующее ООО "Гелиус", с которого приставы четыре года пытаются взыскать около 30 млн рублей. "Радио Свобода" выяснило, что в 2012 году "Гелиус" и еще несколько московских фирм заключили договоры с ООО "ВИП", которое строило электроподстанцию во Владимире. "Гелиус" должен был поставить на стройплощадку технику и бетон, а также выполнить некоторые работы.

Все услуги якобы были оказаны. Документы были подписаны Романом Черновым и Константином Чернышевым, которые сейчас значатся учредителем и гендиректором "Гелиуса" соответственно. Однако в ходе допроса Чернов заявил, что в действительности не имел никакого отношения к фирме, ничего не подписывал и денег не получал, с Чернышевым не знаком. По словам Чернова, он за вознаграждение зарегистрировал на свое имя около 15 организаций.

Такие же показания дал и Чернышев. Проверка показала, что у "Гелиуса" не было строительной техники, а бетон на владимирскую стройку поставляли местные предприятия. Таким образом, "Гелиус" получила несколько миллионов рублей на основе фиктивных договоров об оказании фиктивных услуг. Реальные работы и поставки производились, скорее всего, за наличные деньги, что является классической схемой "обналички".

В судебном постановлении отмечается, что собственник особняка в Олсуфьевском переулке, ФГКУ "Войсковая часть 55002", не сдавал помещения в аренду и субаренду в период с 1 января 2011 года по 31 декабря 2012 года. Однако очевидно, что регистрация фирм в принадлежащем спецслужбе здании не могла обойтись без участия кого-то из сотрудников ФСБ, резюмирует "Радио Свобода".

Спецподразделение "Альфа" ранее уже упоминалось в связи с делами об "обналичке". Прошлым летом "Проект" и The Bell опубликовали расследование о том, что руководство управления "К" ФСБ, которое отвечает за банковский сектор, годами крышевало банковскую отрасль. Арестованный полковник Кирилл Черкалин, обвиняемый в получении взяток и мошенничестве, и его сослуживцы искусственно продлевали жизнь многим рухнувшим банкам, предлагая решить их проблемы за деньги. Их работа была встроена в действовавшую по всей стране систему обналичивания.

По данным расследователей, действовали две схемы работы с банками: процент от выведенных средств в размере 0,1-0,2% от объема операции или фиксированные взятки и откаты за конкретные нарушения. Для получения процентов в банк назначали офицера ФСБ/КГБ в отставке, чаще всего на должность главы службы экономической безопасности, чтобы спецслужбы могли держать под контролем денежные потоки и собирать информацию о рынке. Сотрудники "Альфы" и "Вымпела", согласно расследованию, перевозили наличные в Москву.