Бывший совладелец ЮКОСа Михаил Ходорковский считает, что аресты российского имущества и активов в Европе в связи с неисполнением решений Страсбургского и Гаагского судов принесут выгоду России.
"Это знаковый момент для нашей страны: во-первых, сигнал, что грабеж не останется безнаказанным, каким бы всесильным ни казался грабитель, - написал он в Facebook. - Во-вторых, это шаг к укреплению права собственности, без незыблемости которого не достичь устойчивого процветания страны. Кто станет беречь и развивать то, что завтра отнимут?"
Напомним, Ходорковский и другой бывший совладелец ЮКОСа Леонид Невзлин называли инициатором "развала" и "экспроприации" некогда крупнейшего нефтяного гиганта России ближайшего соратника президента Владимира Путина, главу "Роснефти" Игоря Сечина.
Ходорковский уверен, что происходящее "очень хорошо для России" и выгоду от этого решения приобретут не только его друзья, "но и каждый гражданин страны". При этом бывший предприниматель подчеркивает, что не является приобретателем выгоды в этом процессе, поскольку его партнеры выкупили его долю в нефтяном концерне еще в 2004 году. Он ожидает, что "вырученные деньги пойдут на проекты, полезные российскому обществу", не уточняя, что это за проекты.
Невзлин в свою очередь заявил в эфире телеканала "Дождь", что арест госимущества РФ во Франции и Бельгии стал первым результатом девятилетней работы юристов консорциума GML, представляющего интересы пяти крупнейших экс-акционеров ЮКОСа. При этом он подчеркнул, что GML будет удовлетворен только после того, как "получит все, что полагается за то, что сделало российское государство" с ЮКОСом.
"Если бы компания не была подвергнута такому коллективному наезду государственных и компетентных органов, сейчас она была бы крупнейшей в мире энергетической компанией со штаб-квартирой в Москве, работающей во многих странах и континентах. С точки зрения закона Россия должна заплатить то, что она отобрала незаконно у акционеров ЮКОСа", - отметил Невзлин.
При этом он выразил надежду, что через какое-то время GML получит аналогичную новость по аресту российских активов и госимущества в других европейских странах и США, а "потом, вероятно, и по Индии, и по Китаю".
Как сообщалось, аресты активов и имущества РФ происходят во Франции, Бельгии и Австрии. В Кремле эти действия назвали незаконными, а решения Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) и Гаагского арбитража по делу ЮКОСа - "достаточно спорными", пообещав их оспорить. При этом министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев заявил, что Россия не собирается платить.
18 июля 2014 года третейский суд в Гааге удовлетворил иски трех компаний, представляющих бывших акционеров ЮКОСа. По этому решению Россия должна выплатить кипрским Hulley Enterprises и Yukos Universal Limited - дочерним компаниям консорциума Group Menatep Limited (GML), которые суммарно владели 51% ЮКОСа, - компенсации в 39,9 млрд и 1,85 млрд долларов соответственно, а Veteran Petroleum Ltd. - пенсионному фонду ЮКОСа - 8,2 млрд долларов, итого 50 миллиардов долларов плюс 60 млн в качестве возмещения судебных издержек. 15 января 2015 года истек срок, когда Россия могла выплатить назначенную гаагским судом сумму без процентов. С этого момента начисляется пеня в размере 2,6 млн долларов в день.
31 июля 2014 года ЕСПЧ обязал удовлетворил еще один иск бывших акционеров ЮКОСа и обязал России выплатить и компенсацию в 1,86 млрд евро и еще 300 тысяч евро судебных издержек.
В мае 2015 года стало известно, что экс-акционеры ЮКОСа обратились в суды нескольких стран для взыскания с РФ компенсации в 50 млрд долларов. В конце мая на Петербургском международном юридическом форуме министр юстиции РФ Александр Коновалов заявлял, что Россия уже готова к аресту своего имущества за рубежом в связи с решением гаагского суда по делу ЮКОСа.
В то же время власти РФ, по его словам, считают этот вердикт "неправильным" и намерены судиться с истцами и добиваться предотвращения исполнения вердикта Гааги. Апелляция России на решение суда в Гааге по делу ЮКОСа будет рассмотрена в ноябре, сообщил глава Минфина Антон Силуанов.
Между тем в Совете Европы опровергли информацию о связи между решением властей Бельгии по аресту собственности РФ и вердиктом ЕСПЧ по делу ЮКОСа. Ранее глава GML Тим Осборн говорил, что арест имущества РФ в этой стране был произведен с связи с решением Гаагского арбитража.