НТВ

Арест заместителя министра финансов Сергея Сторчака, Вадима Волкова и Виктора Захарова используется в политической игре в околокремлевских структурах накануне выборов, считают СМИ. С точки зрения аппаратной и политической борьбы в Белом доме и Кремле, арест подчиненного Алексея Кудрина выглядит легко объяснимым: "нейтрализовав" Сторчака, Виктор Зубков превращает дело в повод для антикоррупционной кампании и подрывает возросший вес министра финансов Алексея Кудрина, ставшего вице-премьером и значительно усилившего свое влияние за счет контроля над бюджетом.

Как отмечает РБК daily, решения такого уровня принимаются в Кремле, а не в Следственном комитете при Генпрокуратуре: по мнению экспертов, арест Сторчака ни что иное, как "демонстративный удар по главе Минфина Алексею Кудрину". Формальный повод - политическое усиление Кудрина, а реальной целью может быть контроль над Стабфондом.

Напомним, Басманный суд Москвы в пятницу санкционировал арест задержанных накануне заместителя министра финансов Сергея Сторчака, а также председателя совета директоров Межрегионального инвестиционного банка (МрИБ) Вадима Волкова и руководителя компании-клиента банка "Содэксим" Виктора Захарова. Они подозреваются в попытке хищения бюджетных средств по сделке, связанной со внешним долгом СССР Алжиру. Наиболее примечательные цитаты из статей на эту тему приводит сайт "Заголовки.ru".

Кудрин был крайне удивлен, не обнаружив Сторчака в самолете в ЮАР

Сергей Сторчак, Вадим Волков и Виктор Захаров были задержаны сотрудниками Федеральной службы безопасности в минувший четверг. Сторчак был вызван к следователю еще во вторник - для беседы, уже тогда же следственный комитет при прокуратуре РФ возбудил уголовное дело по ст. 30 и 159 Уголовного кодекса - "Покушение на хищение денежных средств или имущества мошенническим путем".

По некоторым данным, во время беседы во вторник замминистра финансов был предупрежден, что в ближайшие дни будет приглашен еще раз. Но вряд ли, будучи предупрежден о предстоящем уголовном обвинении, он собирался бы в командировку в ЮАР, пишет "Коммерсант". А именно там его вместе с министром финансов, вице-премьером Алексеем Кудриным, ждали на совещании министров финансов 20 крупнейших стран мира.

Задержали Сергея Сторчака вечером в его загородном доме, о взятии под стражу в четверг в СМИ не сообщалось, и Кудрин был крайне удивлен, не обнаружив его в самолете. В тот же день были взяты под стражу и двое других фигурантов дела - председатель совета директоров МрИБ Вадим Волков и президент "Содэксима" Виктор Захаров. В пятницу по местам жительства, а также в рабочем кабинете господина Сторчака в Минфине произведены обыски. Минфин подтвердил задержание сотрудника вечером в пятницу, в субботу по возвращении из Кейптауна Алексей Кудрин смог сказать, что в курсе происходящего.

В пятницу же днем Басманный суд по ходатайству следственного комитета уже санкционировал арест всех троих. Суть обвинений в их адрес не была предана гласности, мотивы для ареста были названы традиционные: по версии представителя гособвинителя, оставаясь на свободе, Сторчак, Захаров и Волков могут уничтожить улики или скрыться. Пресс-секретарь следственного комитета Владимир Маркин ограничился официальным подтверждением факта задержания господ Сторчака, Волкова и Захарова. Он уточнил, что они взяты под стражу по подозрению в покушении на хищение путем мошенничества "денежных средств из госбюджета РФ, организованной группой в особо крупном размере".

Зубков нейтрализует Сторчака

С точки зрения аппаратной и политической борьбы в Белом доме и Кремле, арест подчиненного Алексея Кудрина выглядит легко объяснимым. Став вице-премьером, министр финансов значительно усилил свое влияние на распределение средств бюджета и стал, по сути, самостоятельной политической фигурой в правительстве Виктора Зубкова. Во внешнеторговых объединениях предположили, что премьер-министр Виктор Зубков может рассчитывать на превращение "дела Сторчака" в повод для крупной антикоррупционной кампании, которая заодно и нейтрализует возросший вес Алексея Кудрина.

Арест других подозреваемых по "делу Сторчака" из МрИБ также должен обеспокоить "Рособоронэкспорт" - работа с его предприятиями являются основой бизнеса банка. Впрочем, источники в "Рособоронэкспорте" заявили накануне, что не видят в происходящем "войны структур" и политической атаки на позиции главы ФГУП Сергея Чемезова. "Волков не входил и в десятку принимающих решения в этой области, о "Содэксиме" я первый раз слышу. МрИБ не играет крупной роли, к происходящему относимся как к дорожно-транспортному происшествию - очень неприятно, но не смертельно", - пояснили в группе "Рособоронэкспорта".

Зампред правления МрИБ Сергей Суров, в свою очередь, заявил: "Вадим Волков - порядочный человек и профессионал. Никакого отношения к финансам банка он не имеет, он не занимался оперативными вопросами. Мы удивлены не только обвинениями в адрес Волкова, но и тем, что эту историю уже пытаются ассоциировать с банком. Должен заявить - МрИБ никогда не работал с бюджетными средствами, а за клиентов мы отвечать не можем".

Представители акционеров и менеджмента МрИБ, утверждают, что "Содэксим" не был заметным клиентом банка, и они вчера даже не смогли вспомнить, кто такой Захаров. В 2004 году "Содэксим" указан банком в годовом отчете в числе крупнейших клиентов.

Поводы для недовольства Сергеем Сторчаком могли быть у десятков влиятельных фигур - только в ноябре публичные заявления замминистра касались индийского долга, долга СССР бывшей Югославии, денежной политики ЦБ, Стабфонда, долга РФ Всемирному банку. Еще больше поводов для "намека арестом" давали нынешние и бывшие руководители и контрагенты Сторчака - от Алексея Кудрина до Сергея Чемезова и экс-министра финансов и премьера Михаила Касьянова.

Не согласный с бизнесменами Сторчак

Коррупционная схема урегулирования задолженности перед Россией общеизвестна: долг продается с огромным дисконтом, а через некоторое время предъявляется к оплате в полном размере. Однако в данном случае российский бюджет должен был выплатить компании "Содэксим" деньги. Сторчак готовил эту выплату компании Виктора Захарова через Межрегиональный инвестиционный банк, которым руководит бывший замминистра финансов Вадим Волков. Однако если, как утверждают в Минфине, его не обвиняют в получении взятки, то становится неясным состав преступления, пишет Газета GZT.

Примечательно, что в последние несколько недель у Сторчака было два серьезных конфликта. Он достаточно резко отказал группе бизнесменов, просивших премьер-министра Виктора Зубкова купить три недостроенные теплоэлектроцентрали (ТЭЦ) за счет рупийного долга Индии перед Россией. Письмо подписали руководители компаний "Технопромэкспорт", "Силовые машины" и "Эмальянс". Сергей Сторчак тогда заявил, что Россия не будет решать проблемы частных компаний, не сумевших построить ТЭЦ.

Второй конфликт Сторчака связан с размещением средств Стабфонда в иностранной валюте. ЦБ предложил покупать доллары и евро на открытом рынке, даже министр финансов Алексей Кудрин не стал отказываться от этой идеи, однако Сторчак выступил категорически против. Он объяснил свое негативное отношение к этой идее тем, что "обмен таких крупных сумм может повлиять на рынок". Сторчак прекрасно понимает, какие деньги могут заработать люди, заранее знающие о готовящейся обменной операции Центробанка.