Глеб Черкасов / Facebook

Гендиректор и шеф-редактор издательского дома "Коммерсантъ" Владимир Желонкин заявил агентству "Интерфакс", что увольнение двоих сотрудников издательского дома не связано с публикацией о возможной смене спикера Совета Федерации. "Мною, шеф-редактором ИД "Коммерсантъ" было принято решение расстаться с двумя журналистами не из-за содержания конкретной заметки, а из-за нарушения последними стандартов профессиональной журналистской деятельности и редакционных правил ИД "Коммерсантъ", - говорится в его заявлении, поступившем в "Интерфакс".

Решение сотрудников отдела политики и их руководителей уволиться Желонкин назвал сомнительным и объяснил "соображениями ложной солидарности и целью оказания давления на руководство ИД".

Ранее в понедельник заместитель главного редактора "Коммерсанта" Глеб Черкасов и весь отдел политики издания подали заявления об уходе после вынужденного увольнения специального корреспондента издательского дома Ивана Сафронова и заместителя редактора отдела политики Максима Иванова. Об этом Черкасов сообщил в своем Facebook.

Причиной увольнения журналистов стала публикация от 17 апреля о возможной отставке Валентины Матвиенко. Авторами материала, помимо Иванова и Сафронова, были Наталья Корченкова, Анастасия Мануйлова и Олег Сапожков.

Валентина Матвиенко не планирует комментировать увольнение журналистов, сообщил радиостанции "Говорит Москва" Владислав Пономаренко, пресс-секретарь председателя Совета Федерации. В СФ считают увольнение кадровым решением редакции.

"Это кадровое решение, которое, несомненно, вызвало резонанс в соцсетях, было аргументировано и принято руководством ИД "Коммерсант", поэтому рекомендуем обратиться за разъяснениями к ним. Сообщения сотрудников в соцсетях не могут быть поводом для обращения к Совету Федерации", - подчеркнул пресс-секретарь Матвиенко.

Позднее в понедельник представитель Алишера Усманов заявил газете "Ведомости", что бизнесмен "не вмешивается в редакционную политику и тем более не принимает решений по увольнению или приему на работу журналистов". "Алишер Бурханович узнал об увольнении сотрудников "Коммерсанта" из сообщений прессы", - подчеркнул его представитель.

- Обращение коллег уволенных журналистов
- ВВС: Усманову пожаловалась лично Матвиенко
- Это не первый скандал в ИД, связанный с Матвиенко
- Дмитрий Гудков: "Профессиональные журналисты не пропадают в отрыве от начальства"
- The Bell: Акционеры "Коммерсанта" объяснили увольнение журналистов заказной статьей

Статья "Коммерсанта" пока доступна на сайте издания. О возможной отставке Матвиенко со ссылкой на собственные источники тогда также сообщил телеканал "Дождь".

В публикации "Ъ" со ссылкой на источники в госструктурах говорилось, что в мае состоится встреча Валентины Матвиенко с президентом РФ, на которой будет обсуждаться возможный уход спикера Совфеда. Высокопоставленный федеральный чиновник сообщал газете, что Матвиенко, ранее курировавшая социальный блок в качестве вице-премьера, может возглавить Пенсионный фонд России.

В статье отмечалось, что Матвиенко не раз публично критиковала правительственных чиновников и была единственным высокопоставленным политиком, призвавшим "не прятать голову под крыло" после организованных Алексеем Навальным акций протеста в марте 2017 года. В митингах тогда участвовало много молодежи.

Также сообщалось, что у Совета Федерации сложились непростые отношения с Госдумой: верхняя палата парламента несколько раз отклоняла думские инициативы. Предположительным преемником Матвиенко на посту спикера Совфеда назывался бывший спикер Госдумы, директор Службы внешней разведки Сергей Нарышкин.

Статья вызвала "серьезные претензии" у акционера ИД "Коммерсант" Алишера Усманова, написал Сафронов в посте о своем увольнении, не называя имени бизнесмена.

"Нравится оно мне или нет, это не важно: у ИД есть владелец, он вправе определять, кто будет работать в принадлежащем ему активе - Ваня Сафронов или какой-то другой человек", - написал журналист. По его словам, увольнение оформлено "по соглашению сторон". Сафронов покидает должность 21 мая.

Пост об увольнении написал и Максим Иванов: "Если без лирики: уход из Ъ оформлен по соглашению сторон, а решение о необходимости прекратить трудовые отношения принято акционером ИД". "Я люблю кадровые новости и предсказания. Вероятно, их любят не все", - прокомментировал журналист.

Зам главного редактора "Коммерсанта" Глеб Черкасов отметил, что "у акционера есть право принимать кадровые решения, у сотрудников есть право с ними не соглашаться единственно возможным способом - сменой места работы". Помимо самого Черкасова заявления об уходе, по его словам, подали еще 10 человек, в том числе соавтор статьи о Матвиенко Наталья Корченкова.

Заявления также написали заведующая отделом политики Алла Барахова, ее заместитель Мария-Луиза Тирмастэ, корреспонденты Александра Джорджевич, Софья Самохина, Елизавета Миллер, Катерина Гробман, Всеволод Инютин, а также обозреватель Виктор Хамраев и специальный корреспондент Анна Пушкарская.


Заместитель главного редактора, руководитель делового блока "Коммерсанта" Рената Ямбаева сообщила в своем Facebook, что решение об увольнении Сафронова и Иванова было принято акционером издательского дома Алишером Усмановым, "проведено его представителем Иваном Стрешинским и реализовано гендиректором/шеф-редактором ИД "Коммерсантъ" Владимиром Желонкиным".

"Иван и Максим - блестящие, профессиональные журналисты, умные и порядочные люди, работа рядом и вместе с которыми - честь для меня. Я завидую их будущим работодателям и считаю увольнение ничем не обоснованным, губительным для редакции, открытым проявлением давления. Увы, не первым за последнее время", - написала Ямбаева.

Она отметила, что прямые обращения ее самой и других сотрудников к Усманову и его представителю по этому и другим поводам не повлияли на ситуацию, и предположила, что среди читателей "найдутся те, кто способен объяснить господам Усманову и Стрешинскому, что прямо сейчас они разрушают одно из лучших СМИ России".

Ямбаева объяснила, что не присоединилась к демаршу Черкасова и других коллег из-за того, что сейчас не готова оставлять "несколько десятков замечательных, лучших в стране журналистов и редакторов" из делового блока "наедине с акционером и его представителем".

Обращение коллег уволенных журналистов

Позднее в понедельник в Facebook спецкорреспондента ИД Александра Черных опубликовано открытое для подписания обращение более чем ста сотрудников "Коммерсанта" к читателям. В нем они напоминают, что "редакционные стандарты ИД формировались три десятилетия - основателем издания и коллективом. За это время издание сменило несколько владельцев и главных редакторов, но продолжало работать по высоким редакционным стандартам".

"Теперь в эти стандарты вмешались люди, добившиеся несомненного успеха в иных сферах, но не имеющие прямого отношения к журналистике. При подготовке статьи, а также после ее публикации, вопросы к стандартам не возникали. Мы вынуждены признать, что речь идет о прямом давлении на журналистов," - полагают авторы обращения.

"Коллектив "Ъ" считает себя обязанными сообщить читателям, что "Коммерсантъ" неопределенно долгое время не сможет информировать их о российской политике," - предупреждают журналисты. "Читатели, партнеры и рекламодатели ИД будут лишены качественного и непредвзятого освещения ряда внутриполитических событий... Такой вынужденный перерыв происходит впервые за 30-летнюю историю Издательского дома. Мы приносим нашим читателям извинения," - сказано в обращении.

ВВС: Усманову пожаловалась лично Матвиенко

Гендиректор и главред "Коммерсанта" Владимир Желонкин объяснил "Ведомостям", что с журналистами расстались из-за нарушения редакционных стандартов при подготовке заметки о Матвиенко, но не уточнил, что это за нарушения и отказался комментировать вмешательство акционеров.

В беседе с Русской службой ВВС Желонкин сообщил, что лично принимал решение об увольнении журналистов. По его словам, ни власти, ни акционер об этом не просили и не предъявляли претензий к статье.

Он повторил, что статья была написана не по стандартам издательского дома, но отказался уточнить, какие именно стандарты были нарушены и отметил, что не хочет "сейчас про уволенных что-то говорить плохого". Желонкин сообщил, что "Коммерсант" продолжит писать об отставках и назначениях чиновников, "если для этого будут основания".

Он признался, что расставаться с ведущими авторами было тяжело, но "мы пришли к такому решению совместно с ними". Он объяснил, что не предлагал им уйти, а предложил "работать по стандартам издательского дома "Коммерсант". На вопрос ВВС, отказались ли журналисты от этого, Желонкин заявил, что они задают много вопросов.

Между тем бывший сотрудник газеты на условиях анонимности сообщил ВВС, что после выхода статьи о Матвиенко обсуждалось увольнение самого Желонкина, но тому "удалось отбиться". Другой бывший сотрудник издания рассказал, что Матвиенко лично высказывала Усманову претензии по поводу публикации. В связи с этим, по словам источника службы, 14 мая состоялась срочная встреча с отделом политики.

В Совете Федерации увольнение журналистов считают кадровым решением редакции, которое не может быть поводом для комментариев со стороны спикера Совфеда. Об этом радиостанции "Говорит Москва" заявил пресс-секретарь Валентины Матвиенко Владислав Пономаренко.

"Это кадровое решение, которое, несомненно, вызвало резонанс в соцсетях, было аргументировано и принято руководством ИД "Коммерсант", поэтому рекомендуем обратиться за разъяснениями к ним. Сообщения сотрудников в соцсетях не могут быть поводом для обращения к Совету Федерации", - сказал он.

У "Коммерсанта" не задалось с питерскими чиновниками

Напомним, это не первый скандал вокруг издательского дома, связанный с Валентиной Матвиенко. В июле 2011 года в Санкт-Петербурге был изъят весь тираж еженедельника "Власть" с ее портретом и подписью "За сосули перед Отечеством" на обложке. Тогда Матвиенко была губернатором Петербурга.

Главной темой номера было согласие Матвиенко на предложение тогдашнего президента РФ Дмитрия Медведева возглавить Совет Федерации, а в статье содержались оценки ее губернаторства.

Один из продавцов рассказал, что все непроданные экземпляры "Власти" были изъяты у него представителем компании-распространителя. А представитель одной из таких компаний на условиях анонимности заявил, что "устное распоряжение изъять "Власть" от 4 июля поступило на следующий день утром из комитета по печати администрации Санкт-Петербурга".

А в марте 2019 года журналистка "Коммерсанта" Мария Карпенко сообщила о своем увольнении из-за недовольства администрации президента и петербургских властей ее заметками об избирательной кампании врио губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова.

Карпенко рассказала, что главный редактор Желонкин назвал ее тексты в Telegram-канале "Ротонда" о петербургской политике противоречащими редакционной политике "Коммерсанта". При этом трудовой договор журналистки не предусматривал ограничений на выражение собственного мнения в соцсетях.

"Объясняя, чем именно написанное в "Ротонде" вредит издательскому дому, Владимир Желонкин произнес слова "активизм, несовместимый с журналистским статусом", - пояснила тогда Карпенко. По ее словам, в администрации президента РФ и администрации Петербурга выражали недовольство публикациями Карпенко в "Коммерсанте" о политике врио губернатора Петербурга Александре Беглове.