Архив NEWSru.com

Генпрокуратура перенесла "на весну 2008 года" широкомасштабную проверку следственного комитета при прокуратуре РФ, намеченную на этот декабрь, утверждает "Коммерсант". Источники в этих ведомствах указывают, что и назначение, и перенос проверки являются продолжением противостояния их руководителей - генпрокурора Юрия Чайки и председателя следственного комитета Александра Бастрыкина. Судя по всему, пока перевес на стороне последнего.

Источники "Коммерсанта" в Генпрокуратуре и следственном комитете утверждают, что за отсрочку проверки ведомству Бастрыкина пришлось серьезно побороться с оппонентами из прокуратуры, подключив рычаги в высших эшелонах власти. Впрочем, эскалация конфликта происходит между этими организациями уже далеко не в первый раз.

Одно из наиболее громких и скандальных противостояний между ведомствами было связано с делом арестованного 16 ноября 2007 года заместителя министра финансов Сергея Сторчака. Генпрокуратура неожиданно для многих признала незаконным второе уголовное дело в отношении чиновника, возбужденное следствием. В ответ Бастрыкин направил генпрокурору Юрию Чайке письмо, в котором выразил несогласие с отменой постановления. При этом замгенпрокурора Гринь, подписавший постановление о незаконности дела, был обвинен представителями комитета чуть ли не в фальсификации документов.

Стоит отметить, что отсрочку проверки в самом следственном комитете многие уже не расценивают как локальный успех. В прокурорских кругах уже предполагают, что проверки, скорее всего, не будет вообще, а ее инициатора Виктора Гриня могут отправить на прежнее место службы - заместителем генпрокурора по Сибирскому федеральному округу.

Что хотели проверять

Объявлено о начале прокурорской проверки СКП и его подразделений было весьма своеобразным образом – через "Российскую газету", являющуюся официальным печатным органом правительства. Издание сообщило эту новость со ссылкой на свои неофициальные источники в правоохранительных органах, однако, понятно, учитывая статус этой газеты, не доверять ее "источникам" оснований не было. Официального объявления не было - впрочем, как и о переносе проверки.

В Генпрокуратуре ее называли "плановой", хотя период деятельности следственного комитета, который собиралась проанализировать Генпрокуратура, выглядел весьма странно - с 7 сентября по 31 декабря 2007 года. Обычно проверяется годовая работа ведомств, но никак не четырехмесячная. В период проверки не сформировано даже руководство СК - у главы ведомства Александра Бастрыкина из 12 положенных ему по штатному расписанию заместителей в наличии имеется только двое. Остальные вакансии в силу разных причин он просто не успел еще "заполнить".

По неофициальным данным, прокурорам было предписано по итогам проверки "привести характерные примеры" различных нарушений - при регистрации и рассмотрении сообщений о преступлениях, при сокрытии преступлений от учета, при превышении отведенных законом сроков для задержания подозреваемых, неуведомлении родственников задержанных и т.д. Кроме того, прокурорские работники, по некоторым данным, намерены проанализировать обоснованность кадровой политики СКП, многие руководящие посты в котором заняли выходцы из ФСБ.

Также ведомство Юрия Чайки собиралось проверить, насколько "результативно" за четыре месяца расследовались резонансные преступления, не было ли фактов незаконного задержания граждан и заключения их под стражу. Итоги проверки планировалось огласить уже в феврале, на совместной коллегии руководства Генпрокуратуры и следственного комитета.