novayagazeta.ru

Трагедия на Кубани: в станице Новоминской Каневского района на морозе погибла двухлетняя девочка. Обстоятельства ее смерти изобилуют странностями и несовпадениями, на фоне которых версии властей и правоохранительных органов звучат подозрительно. Этим случаем заинтересовалась "Новая газета", призвав к его всестороннему и объективному расследованию.

Тело полуодетой Анжелы Шейка было найдено утром 12 января примерно в километре от дома, на соседней улице. Девочка лежала на обочине дороги. По словам медиков, тело оставалось на морозе не меньше 6-7 часов. Причиной смерти врачи назвали общее переохлаждение организма.

Каневская телестудия подготовила видеорепортаж о случившемся, который собиралась выпустить в эфир еще 14 января. Однако в итоге он был показан только 17 января - на телеканале объяснили, что решили сделать его "более полным и объективным".

Сюжет о гибели Анжелы показали в выпуске первым. В него вошли показания матери, заключения врачей и следователей, а также свидетельства соседей семьи девочки. Одна из соседок, в частности, утверждает, что двухлетнюю Анжелу регулярно били. Они также рассказали, что в ту ночь, когда ребенок пропал из дома, слышали, как рядом с тем местом, где впоследствии нашли тело, буксовала какая-то машина.

В репортаже отмечается, что на теле девочки не нашли следов обморожения стоп и коленей, хотя они неминуемо должны были остаться, если бы Анжела прошла такое расстояние самостоятельно. В условиях бездорожья, когда даже взрослому человеку трудно пройти по обочине дороги днем, двухлетний ребенок ночью постоянно бы падал.

Кроме того, у соседей вызвало подозрение то обстоятельство, что, когда утром все кинулись искать девочку рядом с домом, ее приемный отец фактически сразу побежал к тому месту, где лежало тело - а для этого надо было дважды свернуть за угол.

Странно также то, что мама девочки не смогла назвать время обнаружения тела. В телесюжете она уверенно говорит, что узнала о пропаже дочери от остальных детей в 6:30 утра, а тело, по ее словам, нашли в 11:30. Однако кто-то за кадром поправляет ее - "в 8:30", и она, переспрашивая: "Да?", соглашается.

Многодетную семью проверяют: матери могут грозить уголовные статьи

Всего у 25-летней Елены Лефлер (по фамилии нынешнего мужа) - пятеро детей. Только самый младший, пятимесячный, является для отца Артема Лефлера родным. Родители с грудничком живут в основном доме, а "старшие" дети семи, шести и двух лет - в летней кухне, расположенной в том же дворе. Еще один ребенок живет у родственников. Елена объясняет, что в отдельном помещении детям просторнее, они могут там свободно играть и спать, тогда как родители могут спокойно заниматься грудничком.

Елена как многодетная малообеспеченная мать стоит на учете в управлении социальной защиты и получает все причитающиеся пособия и льготы. Работники соцзащиты говорят, что она всегда производила впечатление благополучной, детей содержала в неплохих условиях, они всегда были опрятно и чисто одеты.

Со стороны правоохранительных органов семья нареканий также не имела. В телерепортаже начальник отделения по делам несовершеннолетних Каневского РОВД Людмила Тышенко сообщила, что, по данным предварительного следствия, девочка в ту ночь открыла дверь и покинула дом самостоятельно. По словам начальника отделения, материалы уже переданы в Следственный комитет Каневского района.

Вместе с тем "Новая газета" указывает, что предварительное следствие - это целый ряд мероприятий, включая опрос всех жителей соседних улиц, который на тот момент проведен не был. Что касается показаний соседей, то, как пишет газета, позже они от своих слов отказались.

Спустя два дня после выхода репортажа на сайте "Каневской телестудии" было опубликовано подробное сообщение о трагедии. В нем есть новая информация, в сюжет не попавшая, а именно слова руководителя Каневского районного следственного отдела Александра Древаля.

Он рассказал, что в рамках следствия сейчас проверяются социально-бытовые условия проживания несовершеннолетних детей в этой семье, а также опросы соседей в попытке установить, не привело ли к смерти девочки халатное отношение родителей к своим обязанностям.

Елене Лефлер будут инкриминировать статью 125 УК РФ - оставление в опасности. Кроме того, рассматривается возможность о привлечении ее по 126-й статье - неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетней. Однако пока основная версия - все-таки "несчастный случай".

Родители жалуются на побои и угрозы со стороны милиции

Со своей стороны, "Новая газета" узнала от родителей Анжелы следующее. По их словам, 13 января, около 20:30 Артему Лефлеру позвонил участковый и пригласил его в качестве понятого в опорный пункт милиции. Там, как он рассказывает, участковый по делам несовершеннолетних Игорь Иванович Деркач, еще один милиционер из вневедомственной охраны и "женщина в гражданке" избили мужчину. От Артема якобы требовали написать, что девочку вывезла из дома его жена.

Пока Артем был в милиции, Елене, по ее словам, позвонил тот же участковый Деркач, после чего за ней приехала вневедомственная охрана. "Деркач требовал, чтобы я написала признание, как я поступила со своим ребенком, - сообщила Елена. - Сказал, что мой муж уже это написал и что сейчас он может отвезти мужа на речку и утопить, и никто искать не будет".

Журналисты газеты вышли на упомянутого участкового Деркача, но тот общаться отказался, а представитель вышестоящего Каневского РОВД Михаил Хмель предложил супругам официально обратиться в прокуратуру. Пока они этого не сделали.

Между тем у Артема есть заключение судебно-медицинской экспертизы, где говорится, что у него обнаружены "две ушибленные ранки в теменной области волосистой части головы справа", которые образовались в результате воздействия "твердого тупого предмета, возможно, руки".

Тем не менее, как отмечает издание, слова Артема Лефлера про избиение в милиции звучат непривычно на фоне тех фактов, что он воевал в Чечне, а сейчас состоит в местной казачьей дружине, которая вместе с милицией охраняет общественный порядок.

ТВ-репортаж о трагедии могли задержать по указке "сверху"

Также газета предполагает, что репортаж о гибели ребенка вышел в эфир с трехдневной задержкой из-за возможного давления "сверху". В частности, по неофициальной информации, к этому может быть причастна Любовь Будыш, возглавляющая пресс-службу администрации Каневского района и районное отделение Союза журналистов России. Она якобы опасалась, что репортаж может "повредить имиджу района".

Будыш эту версию отвергла, но она не лишена оснований, считает "Новая газета". Она напоминает, что Кубань - экспериментальный регион, где действует так называемый "детский закон". Милиция обязана доставлять в отдел несовершеннолетних, которые вечером или ночью оказались на улице одни. Следить за благополучием несовершеннолетних в семье обязаны социальные службы.

Получается, что замерзший двухлетний ребенок - серьезный провал милиции и власти. "Видимо, поэтому одним выгодно повесить смерть на родителей, а другим - доказать, что Анжела заморозила себя сама", - говорится в заключение статьи.