Российские правозащитники пригласили Евгению Васильеву, находящуюся в женском СИЗО N6 Москвы после приговора по делу "Оборонсервиса", вступить в их ряды и заняться помощью осужденным. С такой инициативой выступила руководитель общественной организации "Правовая зона" Елена Соколова. В то же время другие правозащитники подвергли эту идею разгромной критике.
По мнению Соколовой, участие в правозащитной деятельности не только поможет известной на всю страну заключенной Васильевой быстрее адаптироваться к тюремной жизни, но и привлечь широкую общественность к проблемам российской пенитенциарной системы, сообщает газета "Известия".
"Я считаю, что лишение свободы не должно становиться для человека унижением его достоинства. Это испытание не должно ломать психику и оставлять отпечаток на всю оставшеюся жизнь. Васильева же с первых минут пребывания в СИЗО ощутила на себе постыдное состояние нашей пенитенциарной системы. Именно поэтому я и предложила ей присоединиться к нашей правозащитной деятельности и сообща попытаться изменить условия содержания в местах лишения свободы, в которых находятся десятки тысяч женщин", - объяснила Соколова.
По ее словам, активная и энергичная Васильева с волевым характером может повлиять на улучшение качества жизни в российских тюрьмах. С этим согласен и член экспертного совета при уполномоченном по правам человека Валерий Борщев. "Если она действительно займется защитой прав заключенных, то из этого вполне может выйти толк. Васильева хорошо разбирается в законах и может оказывать заключенным юридическую помощь", - предположил он.
Борщев также отметил, что Васильева уже одержала свою "первую маленькую правозащитную победу", пожаловавшись на тонкий матрас в камере СИЗО.
Тем не менее не все разделяют оптимизм Соколовой и Борщева по поводу возможной правозащитной карьеры Васильевой. В Национальном антиткоррупционном комитете предположили, что эта идея может быть просто хорошо подготовленным пиар-ходом. "Даже бывший медиа-магнат Владимир Гусинский, когда три дня сидел, купил всем холодильники в камеры. Это некий четкий пиар Васильевой, некие публичные акции... Дело в том, что Васильевой же нужно выйти под условно-досрочное освобождение, а это уже скоро. Для этого нужно показать, что она активно занимается общественной работой в зоне", - передает слова главы организации Кирилла Кабанова РИА "Новости".
Он также добавил, что никогда не слышал об организации "Правовая зона", которая и сделала Васильевой предложение о начале правозащитной карьеры, и ее деятельности. С ним согласился и директор российского антикоррупционного центра Transparency International Антон Поминов. "Это дело не стоит выеденного яйца", - заметил он.
Глава Московского бюро по правам человека Александр Брод назвал историю с матрасом Васильевой и пилочкой для ногтей не началом правозащитной карьеры, а обычным желанием заявить о себе и "пропиарить свои проекты".
"Васильева стала узнаваемой фигурой и, на мой взгляд, некоторые общественные деятели пытаются прославиться на ее фоне... У наших правозащитников намного больше реальных дел и реальных героев среди простых россиян, поэтому я бы им советовал расширить географическое пространство своей деятельности от камеры Васильевой до всей территории Российской Федерации", - заявил правозащитник.
Резче всех на эту тему высказалась глава Московской Хельсинской группы (МХГ) и одна из самых известных российских правозащитников Людмила Алексеева. Она назвала "Правовую зону" "какой-то ячейковой общественной организацией" и выразила уверенность в том, что Васильева скомпрометирует деятельность всего правозащитного общества. "Васильева - воровка по-крупному", - передает слова Алексеевой "Русская служба новостей".
"Мне плевать на Елену Соколову! Она или дура, или провокатор. Нам не нужно таких правозащитников, как Васильева, - заявила Алексеева. - Для того чтобы стать правозащитником, нельзя действовать, исходя из чьего-то предложения, такие вещи человек решает по зову сердца. Это во-первых. А во-вторых. Это что, для того чтобы скомпрометировать правозащитную деятельность, воры в этом будут участвовать?" - задала риторический вопрос глава МХГ.
Приговор в отношении фигурантов громкого дела Пресненский суд Москвы вынес 8 мая. Евгения Васильева получила пять лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима. Ранее обвинение просило для нее условный срок. Васильева была признана виновной по шести эпизодам мошенничества в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ), в легализации незаконно полученных денежных средств (ст. 174 УК РФ), а также в злоупотреблении должностными полномочиями (ст. 201 УК РФ).
Подельники Васильевой тоже получили реальные сроки: Юрий Грехнев был приговорен к четырем годам, Максим Закутайло - к 3,5 года, Ирина Егорова - к четырем годам, Лариса Егорина - к четырем годам и трем месяцам колонии. Всем подсудимым зачли сроки их содержания под стражей и под домашним арестом. Соответственно, Васильева будет отправлена в колонию на 2,5 года - с учетом пребывания под домашним арестом в ее роскошной квартире в центре Москвы с ноября 2012 года.
Васильева была доставлена в СИЗО N6 в Печатниках после приговора и в настоящее время содержится в камере, в которой на каждого обвиняемого приходится не менее 4 кв. метров площади. "В спецблоке режимного корпуса помещения соответствуют санитарным требованиям Совета Европы. Там есть радиоточка, столы, шкаф, светильники, вешалки, зеркало, раковина и даже отдельный санузел", - отметил замглавы ФСИН Валерий Максименко.