Хатам Хаджиматов, задержанный в российском городе Иваново по обвинению в организации андижанского мятежа, и которому удалось ускользнуть от узбекских и российских спецслужб, рассказал, как его арестовывали.
Хатам, ожидающий теперь предоставления статуса политического беженца на Украине, сообщил, что ему и его товарищам предъявили "абсурдные, нелепые обвинения" - "все что угодно: и участие в мятеже, и финансирование экстремистов, и организация террористических группировок".
На вопрос "Коммерсанта", кто производил арест, он ответил, что это были узбекские оперативники, аргументируя это тем, что они "говорили между собой по-узбекски".
"Если бы меня переправили в Ташкент, решились бы многие вопросы. Я не сомневаюсь, что мою вину доказали бы моментально. На суде дали бы бумажку с текстом, я бы, конечно, прочитал. Я же не супермен все их пытки выдержать. Меня когда арестовали, сразу пообещали ногти вырвать", - добавил Хаджиматов.
- Все 15 обвиняемых в организации андижанского мятежа
Хаджиматов в России работал в составе организации "Землячество узбеков". Он рассказал, как работает эта организация. В уставе организации записано: "Задача организации - оказание помощи выходцам из Средней Азии". К этой организации обращалось очень много узбекских оппозиционеров, признался Хаджиматов, - из Андижана, Ферганы, Ташкента.
"После расстрелов 13 мая к нам около 40 человек из Андижана приехало. Мы их пытались зарегистрировать по российским законам, но власти стали под разными предлогами отказывать. Мы объясняли: если этих людей не зарегистрировать, их же депортируют обратно и там, в Узбекистане, всех пересажают. Но уговоры не действовали – пришлось отправлять кого на Украину, кого в Казахстан", - сказал он.
"Какое-то время мы поработали, а потом узбекские власти решили устроить этот спектакль с заговором международных террористов. За три дня до ареста ко мне в офис пришли из милиции. Просили устав землячества показать. На следующий день позвонили и вызвали в милицию. Там вежливо и учтиво так поговорили со мной о деятельности организации, а в конце беседы говорят: "К нам гость из Ташкента приезжает, если хочешь, приходи, поговоришь про диаспору. Ну и Андижан обсудить сможете". Еще через день меня арестовали. Вломились прямо в офис, избили, надели мешок на голову и увезли в СИЗО".
Поскольку Хаджиматов является российским гражданином, его не могли сразу экстрадировать. "Но они быстро придумали, как все устроить. Когда меня взяли, паспорт сразу забрали. Один из узбекских оперативников – он у них за старшего был – взял паспорт и пообещал лишить меня российского гражданства. Помахал книжицей перед моим лицом и говорит: "Видишь свой паспорт – больше ты его не увидишь. Мы тебе ташкентскую прописку сделаем. Знаешь, как сложно сейчас в Ташкенте прописаться? Но ничего, мы все устроим".
Паспорт ему так и не вернули. А когда его выпустили, он сразу тайком уехал на Украину по заграничному паспорту. Он обратился к властям с просьбой предоставить статус беженца, но в полной безопасности он себя здесь не чувствует, поэтому намерен обращаться еще и в международные организации.
Узбекских "террористов" в России ищут в подарок Исламу Каримову
Отвечая на вопрос "Коммерсанта" о новых арестах граждан Узбекистана в Новосибирске, которых тоже обвиняют в терроризме, Хаджиматов ответил: "Все эти "пойманные террористы" - подарок Исламу Каримову".
"Если к ним попадут те, кто сейчас сидит в Иванове, это станет их победой. Будет доказано, что там обезврежен центр международного терроризма, а Ислам Каримов – пострадавший от рук террористов. Сейчас в Андижане стало модно обвинять своих врагов в терроризме. Если кто мешает, быстро строчат донос и у человека появляются большие проблемы", - сказал он.
21 ноября сотрудники УФСБ задержали в Кировском районе Новосибирска двух узбеков, объявленных в межгосударственный розыск. Как сообщила группа информации и общественных связей УФСБ, задержанные принадлежали к религиозной террористической организации "Акрамийя", в составе которой принимали участие в террористических акциях в Андижанской области в мае этого года. За участие в андижанских событиях обоим задержанным были предъявлены обвинения по ст. 155 УК Узбекистана (терроризм). Как сообщает "Интерфакс", ожидается решение властей Узбекистана об экстрадиции террористов.
Добавим, что не в последнюю очередь из-за подобного сотрудничества с Узбекистаном могут ухудшиться отношения Москвы и Вашингтона. Как заявил в интервью "Независимой газете" один из наиболее известных в США специалистов по России Маршалл Голдман, который является заместителем директора Дейвис-центра российских и евразийских исследований Гарвардского университета. "Отношения между Россией и США будут ухудшаться. Причиной этого будут не только проблемы Ирана, Ирака и Северной Кореи, но и недавний договор между Россией и Узбекистаном", - отметил Голдман.
Этот договор о союзнических отношениях, подписанный в Кремле 14 ноября Каримовым и Путиным, в частности, предусматривает договоренности о взаимной помощи в случае агрессии против одной из сторон. Но президент Узбекистана рассматривает данный договор, как возможность избежать с помощью России ситуации, когда "угрозы, нависшие над Узбекистаном и его границами, стали приобретать оттенок конкретного вмешательства во внутренние дела государства путем насилия", имея в виду угрозу "цветной" революции в Узбекистане.
Согласно договору, все попытки внешнего вмешательства в любой интерпретации будут рассматриваться в аналогии с подобными действиями по отношению к России. "Так что из этого я считаю, что определенным сторонам придется делать выводы, исходя из других реалий. В общем, замахнувшись на нас, они замахиваются на Россию. И я считаю, что подобные перспективы и их значимость понятны нашим людям", - сказал тогда Каримов.
13 мая в Андижане, расположенном в узбекской части густонаселенной Ферганской долины, которая на протяжении веков являлась оплотом ислама, группа численностью около ста человек взяла под контроль центральные районы города. Она захватила здание местной администрации и открыла двери тюрьмы, чтобы выпустить на свободу (в числе прочих) 23 предпринимателей, обвиненных в исламистском экстремизме и пользовавшихся сочувствием местного населения. Армия и полиция открыли огонь по демонстрантам, собравшимся в момент восстания на центральной площади. В результате погибли сотни людей: по официальным данным, 187 человек. Всего в результате терактов погибли 187 человек, из них 60 мирных граждан, 31 сотрудник правоохранительных органов и военнослужащий. По данным неправительственных организаций погибли от 300 до 700 человек. В ходе антитеррористических мероприятий ликвидированы 94 террориста.