Во вчерашнем выступлении перед целыми "Лужниками" сторонников президент Владимир Путин почти открыто назвал противников: это те, кто "каких-то 10 лет назад контролировал ключевые позиции и в Федеральном собрании, и в правительстве, кто в 1990-е гг., занимал высокие должности". Зампред СПС, член правления РАО ЕЭС Леонид Гозман считает, что Путин по сути назвал двух врагов - КПРФ и СПС. При этом Путин, полагает Борис Немцов, лукавил, так как именно "олигархические реваншисты" и рекомендовали его в качестве преемника Борису Ельцину.
Речь Путина о "врагах" выглядела калькой с выступлений, составляемых теми же самыми западными специалистами для тех же предвыборных американских митингов, с которых был списан и весь вчерашний проект. Во всем этом было больше предвыборной суеты, чем реального содержания, пишет "Коммерсант".
Иначе Путин должен был бы отдавать себе отчет, например, в том, что сам недавно перевел одного из людей, о которых с таким презрением говорил, с должности своего полномочного представителя в Приволжском федеральном округе на пост руководителя Федерального агентства по атомной энергии. И таким образом, именно по инициативе Владимира Путина люди, обеспечившие стране дефолт и развал, до сих пор не сходят с политической сцены, а, наоборот, устраиваются на ней поудобнее.
Все эти злодеи, которые "оставили людей в конце 80-х без самых элементарных услуг и товаров", известны россиянам поименно и хорошо в лицо. Более того, отмечает "Время новостей", многие из них по сей день работают в российском правительстве, по-видимому, продолжая разрушать "родину" изнутри.
Негодяев, которых так своевременно изобличил Путин, пока еще найти легко. Их можно вспомнить поименно с 1990-х годов, продолжает идею президента "Время новостей". Вся эта вице-премьерская и министерско-парламентская олигархическая шушера: Егор Строев, Геннадий Селезнев, Иван Рыбкин, Геннадий Бурбулис, Сергей Шахрай, Анатолий Чубайс, Владимир Шумейко, Егор Гайдар, Михаил Полторанин, Борис Федоров, Олег Сосковец, Олег Лобов, Владимир Бабичев, Альфред Кох, Рамазан Абдулатипов, Николай Аксененко, Виктор Илюшин, Валерий Серов, Владимир Потанин, Борис Немцов, Яков Уринсон, Вадим Густов, Илья Клебанов, Владимир Яковлев, Виктор Христенко, Алексей Кудрин. Наиболее примечательные цитаты из статей на эту тему приводит сайт "Заголовки.ru".
Щепотка премьер-министров: Виктор Черномырдин, Сергей Кириенко, Евгений Примаков, Сергей Степашин, Владимир Путин, Михаил Касьянов. Криминально чреватый Минфин: Михаил Задорнов и те же Касьянов с Кудриным. Гибельное Мингосимущество: Кох-Греф-Газизуллин. Минэкономики: Ясин-Шаповальянц-Греф. Минтопэнерго: Немцов-Кириенко-Генералов-Гаврин-Юсуфов-Христенко.
"Заграница нам поможет"
Предостерегая от "реванша" олигархов, Путин обвинил заграницу в том, что она вмешивается во внутренние дела страны. Налицо раздвоение личности Путина, пишет Handelsblatt. В ходе предвыборной кампании президент превращает себя в своего же противника, критикуя то, что программа партии "Единая Россия" сводится только к его имени и что партия, по сути, является лишь наименьшим из всех зол на политическом ландшафте страны, – как будто бы сам он не имеет к этому никакого отношения. Такая роль больше подошла бы оппозиционному политику, обещающему навести в стране порядок, если избиратели отдадут за него голоса, отмечает издание. (Полный текст на сайте InoPressa.ru.)
Нарастающую враждебность в отношениях с Западом и западными организациями отмечает The Washington Post. Последним проявлением этой тенденции стал конфликт с ведущим европейским органом по наблюдению за голосованием в связи с участием его наблюдателей в выборах 2 декабря. Комиссия, которая входит в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоящую из 56 стран, решила не присылать своих представителей в Россию, указав, что власти препятствуют ее работе.
"Оппоненты хотят видеть нас разобщенными, – заявил Путин. – Сейчас еще на улицу выйдут; подучились у западных специалистов, потренировались в соседних республиках, а теперь и у нас попробуют".
В отличие от слабых и нелюбимых обществом лидеров, отстраненных от власти на Украине и в Грузии, Путин пользуется широкой поддержкой, и, по мнению многих аналитиков, нет ни малейшего шанса, что вспыхнет массовое недовольство. В любом случае, государственный контроль столь силен, что любой серьезный протест, скорее всего, удастся немедленно подавить.
Стремление приравнять оппозицию Путину и кремлевской партии "Единая Россия" к измене составляет основу риторики правящей элиты. Поэтому неудивительно, что накануне парламентских выборов, намеченных на 2 декабря, и президентских выборов в марте подобные заявления звучат громче, чем когда-либо. (Полный текст на сайте InoPressa.ru).
Путин Немцову: "Что вы с ними боретесь, ведь олигархи и есть власть!"
По мнению Гозмана, СПС больший враг для Кремля, так как сегодня партия, действительно, единственная в своем роде, которая осмелилась сказать, что она против курса Путина и плана Путина. Значит, СПС может рассчитывать отнюдь не на 1% - "иначе бы не тратили такие огромные усилия на дискредитацию нас", считает Гозман.
Член федерального политсовета СПС Борис Немцов считает, что президент в этом своем выступлении критиковал себя, поскольку в 1990-е гг. Путин работал в правительстве: был премьер-министром, директором ФСБ: "Когда же я был министром топлива и энергетики, в мае-июне 1997 года, мы вместе с Чубайсом противостояли заходу Березовского в совет директоров "Газпрома", а позже, в июне-августе 1997 года., против захвата им же "Связьинвеста".
"Путин мне говорил: "Что вы с ними боретесь, ведь олигархи и есть власть!" Путин был в тесных отношениях с Березовским, Гусинским и особенно с Татьяной Дьяченко и именно эти люди рекомендовали его в качестве преемника Борису Ельцину", - заключил Немцов.
Правые запланировали на 23 ноября внеочередное заседание федерального политсовета СПС, в котором примут участие до 300 человек. Однако накануне произошел предвыборный инцидент в связи с выходом на "Первом канале" ролика, в котором лидер СПС Никита Белых назвал референдум по доверию президенту Путину "референдумом по возврату в СССР".
Аналогичного мнения придерживается и глава либеральной реформистской партии "Яблоко" Григорий Явлинский: "Россия на грани возвращения к советскому однопартийному режиму". Как и лидеры других партий, он активно жалуется, что "Яблоко" не может получить достаточно времени в СМИ и свободно вести предвыборную кампанию.
Источник, близкий к "Единой России", говорит, что в Кремле крайне недовольны действиями СПС: жесткими нападками на Путина в теледебатах, недобросовестной агитацией в среде пенсионеров, отмечает издание. Есть опасения и по поводу провокаций со стороны Немцова, который хочет участвовать в предстоящем марше несогласных.
Опрошенных "Ведомостями" крупных бизнесменов не взволновали слова президента: например, председатель совета директоров "Вимм-билль-данна" Давид Якобашвили заявил, что он "в политические игры не играет" и надеется, что "никаких враждебных действий в отношении бизнеса не будет". А совладелец и председатель совета директоров "Евросети" Евгений Чичваркин решил и вовсе не комментировать политический аспект выступления Путина, высказавшись лишь по поводу экономического: "С экономической точки зрения ни один здравомыслящий россиянин не хочет возвращения 1990-х гг., это железно".