Два года назад российского президента считали защитником демократии. Теперь его называют "московским Муссолини". Недавно Путин подписал закон, который критики считают массированным наступлением на сам дух российского основного закона, пишет Spiegel. (Перевод материала - на сайте Inopressa.ru). У Путина появились полномочия назначать губернаторов российских регионов и республик – теперь его охват, несмотря на то, что еще два года назад он говорил о невозможности такого исхода, распространяется на высшие политические инстанции в самых удаленных уголках его страны.
Полномочия, которыми наделяется Путин по новым законам, огромны. Представьте себе, если бы Джордж Буш мог вдруг отправить в отставку губернатора Нью-Йорка и распустить парламент штата, пишет журнал. Или что немецкий канцлер Герхард Шредер неожиданно получил полномочия дать приказ об увольнении премьер-министра Баварии и роспуске баварского парламента.
До сих пор выборы губернаторов были реализацией идеи децентрализованного государства и отхода от концентрации власти в советском духе. Теперь эта власть снова собрана в кулак, пишет Speigel.
Последние "путинские" законы расширяют меры, предпринимаемые Путиным во время первого срока для создания "вертикали власти". Во время первого срока российский президент лишил полномочий Совет Федерации, верхнюю палату парламента. Сегодня это не более чем сборище вышедших на пенсию бюрократов. Он выстроил в одну шеренгу Думу, подавил независимое судопроизводство и поставил на колени независимые мультирегиональные СМИ.
Характеристика Путина как "московского Муссолини", которую дал ему бывший советник по национальной безопасности Джимми Картера Збигнев Бжезинский, нашла некоторый отклик в России. Это, бесспорно, доказательство растущего чувства неудовлетворенности в стране. Центр Левады, исследующий общественное мнение, отмечает, что уровень народного недовольства возрос на 150% менее чем за год. Теперь уже большинство россиян считает, что Россия встала на неверный путь, пишет издание.
Более тысячи оппонентов администрации во главе с бывшим чемпионом мира по шахматам Гарри Каспаровым, включая либералов – экономиста Григория Явлинского и бывшего советника Ельцина Бориса Немцова, а также коммунистов, недавно собрались вместе на конференции под названием "Россия за демократию и против диктатуры". Однако, несмотря на все призывы к солидарности, признаков того, что сопротивление лагеря оппозиции почти безграничной власти Путина будет плодотворным, нет.
Вот почему предложения Путина по введению института так называемой Общественной палаты стало горькой пилюлей для российских либералов – эта палата станет единственным форумом для инакомыслия после того, как их вынудили замолчать в парламенте и СМИ.
И даже Общественную палату контролирует Кремль. В качестве меры предосторожности в предложении Путина говорится о том, что треть 126-членной палаты будет назначаться президентом. Эта первая треть будет выбирать вторую треть, а оставшаяся треть будет выбираться на конференциях по всей стране.
Чтобы не допустить ситуаций, при которых будут ставиться палки в колеса могущественным секретным службам, неподотчетным общественному контролю, палата будет выполнять совещательную, а не контролирующую роль, пишет журнал.