transparency.org

Российское отделение международной антикоррупционной организации Transparency International предупредило о пяти конфликтах интересов в Министерстве обороны РФ, в том числе об одном, связанном с обновлением авиапарка ведомства за счет самолета "Сухой Суперджет-100", сообщается на сайте "Трансперенси Интернешнл - Р".

В докладе "Коррупционные риски в Министерстве обороны России. Конфликт интересов", доступном в Сети, приводятся примеры возможных коррупционных проявлений должностных лиц Министерства обороны и подведомственных ему организаций, следующие из неурегулированного конфликта интересов. На доклад обратила внимание радиостанция "Эхо Москвы".

Эксперты организации пришли к выводу, что непроработанность внутреннего контроля за урегулированием конфликта интересов оставляет возможности для недобросовестного поведения со стороны заказчика и исполнителей госзаказа.

В январе 2017 года министр обороны Сергей Шойгу поручил проработать возможность замены пассажирских самолетов Ту-154, Ту-134 и Ил-63 на новые российские аналоги, о чем сообщила газета "Коммерсант". Среди перспективных моделей был назван "Сухой Суперджет-100" (SSJ 100) - региональный 100-местный самолет нового поколения, который разработало и продает АО "Гражданские самолеты Сухого". Ожидалось, что министерство закажет не менее 20-25 бортов.

Как говорится в докладе, в решении о закупке обнаружены два конфликта интересов. Первый заместитель министра обороны Руслан Цаликов имеет сына Даниэла Руслановича Цаликова, который возглавляет департамент поддержки продаж "Гражданских самолетов Сухого". "Потенциальный конфликт интересов выражается в возможности лоббирования интересов компании, в которой имеет оплачиваемую работу его близкий родственник", - констатируют авторы доклада.

Временно исполняющий обязанности начальника Службы безопасности полетов авиации Вооруженных сил РФ Сергей Байнетов имеет дочь Татьяну Сергеевну Байнетову, которая работает директором по контрактам "Гражданских самолетов Сухого". Если отец предложит заменить авиапарк вооруженных сил из-за его небезопасности, возникнет второй конфликт интересов. Более того, он уже возник, поскольку SSJ 100 уже эксплуатируется Минобороны и Министерством по чрезвычайным ситуациям (МЧС).

Минобороны отказалось от идеи замены старых самолетов на SSJ 100

В среду, 22 февраля, газета "Коммерсант" со ссылкой на замглавы ведомства по вооружениям Юрия Борисова сообщила, что Министерство обороны России отказалось от идеи замены старых пассажирских самолетов современными SSJ 100, поскольку новый лайнер "может не подойти по ряду характеристик".

Источник газеты в министерстве объяснил отказ от SSJ 100 "низким расположением двигателей" самолета, в связи с чем посадка на военные аэродромы из-за неподобающего качества их взлетно-посадочных полос может привести к аварии. "Возможно, вернемся к рассмотрению варианта по мере приведения наших аэродромов в надлежащее состояние", - заявил он. Другой собеседник указал, что имеются и другие причины, связанные с обслуживанием.

Старые Ту-154 и Ту-134 планируется заменить на Ту-214 и Ан-148. В авиапроме полагают, что такой заказ обеспечит гарантированную загрузку мощностей авиазаводов в Казани и Воронеже.

В Минобороны обнаружили еще три конфликта интересов

Всего в докладе Transparency International приводится пять случаев конфликта интересов. Третий связан с директором департамента культуры Минобороны Владимиром Буздыганом, назначенным на эту должность 1 февраля 2017 года, и его дочерью Марией Буздыган, которая работает в том же департаменте. В ведомстве осведомлены об этом, но не соблюдают нормы, которые позволяют избежать конфликта интересов.

Четвертый случай связан с именем Георгия Фирсова, который с июля по декабрь 2012 года был замдиректора ОАО "Ижевский мотозавод "Аксион-холдинг", а с декабря 2014 года руководит департаментом государственных закупок Минобороны. 7 мая 2015 года Минобороны заключило контракт более чем на семь миллионов рублей с "Ижевским мотозаводом "Аксион-холдинг" на монтаж телеметрического оборудования в Крыму.

Пятый конфликт интересов иллюстрирует случай, когда бывшие госслужащие находят работу в коммерческих организациях, выступающих поставщиками по госконтрактам. Контр-адмирал запаса Сергей Беленов, бывший заместитель командующего Тихоокеанских флотом, ныне является первым замгендиректора ЗАО "ПКБ РИО" - коммерческой организации, поставляющей навигационное оборудование для кораблей Тихоокеанского флота.

Авторы доклада подчеркивают, что анализировали только данные из открытых источников, не относящиеся к секретным статьям расходов или принятию секретных решений, и побеседовали со специалистами в сфере госзаказа и распределения бюджетных средств. В докладе представлены рекомендации для Министерства обороны России по снижению коррупционных рисков и совершенствованию регулирования конфликта интересов.

Рецензент доклада журналистка Ирина Бороган отмечает, что все происходящее в Минобороны скрыто гостайной, за разглашение которой можно попасть в тюрьму. Журналистам, которые не хотят выступать "соловьями Генштаба", получить информацию из министерства практически невозможно. Между тем на оборону идет больше налогов, чем на образование и здравоохранение, и с 2011 года расходы эти увеличились более чем вдвое. Доклад, по словам Бороган, "проливает немного света" на проблему, "куда идут эти средства".