Вести

В Сочи продолжается скандал, связанный с обвинением офицеров военных гарнизонов и частей Северо-Кавказского военного округа в самовольном оставлении места службы. В рамках дела в декабре прошлого года было возбуждено уголовное дело по статье 337 УК РФ. Один из офицеров месяц голодал, пытаясь добиться справедливости в суде. Сослуживцы не хотят свидетельствовать против них, и их допрашивают снова и снова, утверждают сами офицеры.

Двенадцать офицеров, обвиняемых в дезертирстве, тогда заявили, что их должны были уволить в запас несколько лет назад по состоянию здоровья или после окончания срока контракта. Но так как у начальства нет для них жилья, которое им должны предоставить по закону, их вынуждены держать на службе, придумывая для них абсурдные занятия.

Офицеры отказались ходить на службу и обратились в СМИ за помощью в освещении проблемы. В марте 2009 года восемь уголовных дел были прекращены. Однако уголовное преследование в отношении четырех офицеров продолжается. Накануне прошло очередное заседание военного гарнизонного суда.

В начале июня в Сочинском военном гарнизонном суде началось слушание дела офицера пограничной службы ФСБ РФ Евгения Цапко, который обвиняется в самовольном оставлении части. 22 июня военнослужащий в/ч 2159 капитан 3-го ранга Цапко объявил протестную голодовку.

Как сообщается в блоге одного из офицеров, накануне Цапко вынужден был прекратить свою протестную акцию в связи с резким ухудшением состояния здоровья. Сейчас при росте 178 см офицер весит всего 56 кг, его артериальное давление постоянно понижено, он с трудом передвигается, тяжело переносит жару и от постоянной слабости не может даже читать. Тем не менее Цапко отказывается от госпитализации и только на этой неделе в связи с плохим самочувствием был освобожден от исполнения служебных обязанностей врачом части.

Как сообщается, офицер протестовал против невыполнения командованием требований законодательства и судебного решения, в соответствии с которыми еще в 2005 году Цапко должны были уволить в запас, обеспечив его квартирой по выслуге лет. Также Цапко требовал закрыть возбужденное в отношении него дело по статье 337 УК РФ (самовольное оставление части).

Как стало известно, несмотря на то, что ни начальство капитана, ни прокуратура никак не реагировали на объявленную им голодовку, уже в первые дни протестной акции квартира для семьи Цапко, до этого проживавшей в казарме, нашлась в Ростове-на-Дону. Но уголовное преследование офицера не прекратили. Если вина военнослужащего будет доказана, ему может грозить по закону до 10-15 лет лишения свободы.

Офицера известие о новой квартире не обрадовало. "Мои дети сейчас учатся в коммерческих вузах Сочи. Если придется переезжать в другой город, то в институт, по новым законам, им нужно будет поступать снова на первый курс, да и жена останется без работы", - сказал он тогда "Коммерсанту". Пока Цапко вместе с женой и двумя детьми проживает в двух бывших оружейных комнатах казармы на территории воинской части в Хостинском районе Сочи.

Евгений Цапко подвергался уголовному преследованию и ранее. В декабре 2008 года военная прокуратура Северо-Кавказского военного округа возбудила в его отношении дело по статье 339 УК РФ (уклонение от службы путем симуляции болезни). В марте 2009 года оно было прекращено.

Как сообщил адвокат Цапко Андрей Семенюк, по новому делу в суде за это время были допрошены в качестве свидетелей сослуживцы капитана. Они показали, что обвиняемый регулярно появлялся на службе, выполнял мелкие поручения начальства - в частности, следил за безопасностью электропроводки, оформлял плакаты и документы. Как предполагает адвокат, такие показания, по всей видимости, не устраивают прокуратуру, поэтому поиск свидетелей и их допрос продолжается.

По словам самого офицера, он является так называемым "распоряженцем", который обязан прибывать в распоряжение части, но, так как реально никаких дел для него не находилось, он покидал ее, что и послужило основанием для возбуждения дела.

Напомним, что по статье 15 ФЗ "О статусе военнослужащих", военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, должны быть в обязательном порядке на момент увольнения с военной службы обеспечены жильем. В мае 2006 года о том, что все военнослужащие получат жилье, заявил президент РФ Владимир Путин.