Архив NEWSru.com

В Москве в четверг и пятницу проходит Международная конференция по евробезопасности под эгидой Минобороны РФ, собравшая более 200 экспертов - министров обороны, руководителей департаментов и военных специалистов из разных стран, включая все государства НАТО, кроме Ирландии. Глава альянса Андерс Фог Расмуссен, правда, прислал вместо себя зама - Дирка Бренгельманна. США представляет и.о. заместителя госсекретаря Роуз Геттемюллер. Россию - высшие военные чины во главе с министром обороны Сергеем Шойгу, а также руководитель кремлевской администрации Сергей Иванов и глава МИДа Сергей Лавров.

Геттемюллер накануне сказала, что ждет "живой и положительной дискуссии", по итогам которой удастся достичь сближения позиций России и США в вопросах европейской безопасности. Однако хозяева форума сразу же взяли предельно суровый тон. Американцы выслушали обвинения в одностороннем подходе к вопросу развертывания своего противоракетного щита, а также угрозы ответных военно-технических мер. В российском Генштабе не исключили и выхода из Договора с Вашингтоном о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ) - в случае "качественного и количественного" наращивания возможностей американской ПРО, передают ИТАР-ТАСС, "Интерфакс" и РИА "Новости".

- Запад отчитали за "двойные стандарты" и "10-летнее молчание"...
- ...и констатировали "серьезную отсталость" и "дефицит доверия"

Москва не приемлет односторонний подход Запада к проблеме ПРО, заявил Сергей Иванов. "Здесь, к сожалению, по-прежнему главенствует логика односторонних шагов без учета мнения и озабоченности других государств. А значит, неизбежно размывается принцип равной безопасности и взаимного доверия со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями", - цитируют его агентства. Назвав вопрос ПРО "наиболее проблемным" в отношениях России с США и НАТО, он предупредил, что в Кремле "внимательно следят за планами и действиями наших партнеров в этой сфере".

Начальник Генштаба Валерий Герасимов предупредил, что в России разработан "комплекс военно-технических мероприятий, направленных на нейтрализацию возможного отрицательного влияния глобальной системы ПРО США на потенциал российских ядерных сил". "Мы этого не скрываем", - подчеркнул генерал армии, добавив, что реализация мер "будет зависеть от наших собственных оценок" способности американских и натовских противоракет ослабить российский стратегический потенциал.

Герасимов заявил, что Россия будет сокращать свои стратегические наступательные вооружения только будучи уверенной, что для ее ядерных сил отсутствует угроза ПРО США. Также, по его словам, Россия не может пойти по пути сокращения только СНВ, без ограничения числа неядерных высокоточных вооружений. Вдобавок генерал потребовал, чтобы и другие члены ядерного клуба, а не только РФ и США, обязались не наращивать свой ядерный потенциал.

Иванов, со своей стороны, отметил, что Россия не ищет никаких преимуществ, ей нужны лишь твердые юридические гарантии безопасности. Во-первых, гарантии того, что ПРО в Европе не будет подрывать российский стратегический потенциал. Во-вторых, - что такая система обороны будет защищать от возможных атак только со стороны государств, находящихся вне евроатлантического пространства.

Запад отчитали за "двойные стандарты" и "10-летнее молчание"

Глава кремлевской администрации жестко раскритиковал и подход Запада к борьбе с мировым терроризмом и экстремизмом. "По-прежнему правят бал двойные стандарты. В этой сфере такая позиция особенно опасна, поскольку напрямую ведет к увеличению числа жертв террора, укреплении позиций разного рода радикальных движений", - заявил он.

Оговорившись, что стереотипы и старые представления бытуют как на Западе, так и на Востоке, Иванов привел в пример ситуацию в Средней Азии, где Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и НАТО до сих пор не могут наладить взаимодействие, несмотря на предложения российской стороны. "Конструктивного ответа на этот вопрос за последние уже лет десять мы так и не услышали", - упрекнул руководитель администрации президента РФ.

Эстафету подхватил генсек ОДКБ Николай Бордюжа, заметив, что организация по-прежнему рассчитывает на сотрудничество с НАТО, но в случае отсутствия положительной реакции не собирается "ломиться в закрытую дверь".

"Не ставим цель - во что бы то ни стало добиться какой-то положительной реакции со стороны НАТО. Появится возможность объединить усилия с Североатлантическим альянсом по обеспечению безопасности государств - хорошо. Нет - у Организации существует достаточно разветвленная система взаимодействия с другими международными организациями, и особенно с ООН, ШОС и ОБСЕ. Будем с ними продолжать нашу совместную деятельность", - сказал он.

Лавров заявил о "серьезной отсталости", а Шойгу - о "дефиците доверия"

В свою очередь министр иностранных дел РФ Сергей Лавров заявил на конференции, что нынешняя модель военно-политических отношений в Европе "серьезно отстала от продвинутого уровня торгово-инвестиционных связей, сотрудничества в энергетике, в области культуры, науки, туризма".

По его словам, структуру безопасности на континенте на протяжении двух последних десятилетий размывало стремление к наращиванию и модернизации наступательных потенциалов, к созданию и развертыванию новых видов вооружений, к расширению НАТО. "Попытки укрепить собственную безопасность за счет ослабления партнера ведут лишь к нарастанию ненужной напряженности, да и к неоправданному распылению ресурсов, будь то политических или материальных", - подчеркнул глава российского дипведомства.

В этой связи Лавров предложил сделать "многократно провозглашенный принцип неделимости безопасности юридически обязывающим". И закончил Лавров на позитивной ноте, выразив убеждение, что "во взглядах ведущих международных игроков на наиболее острые проблемы современности все-таки больше общего, чем расхождений, особенно в том, что касается не тактических подходов, а конечных целей". "Никто не заинтересован в том, чтобы скатиться к новой гонке вооружений и военному противостоянию", - подытожил он.

Российский министр обороны Сергей Шойгу, кстати, отметил, что вероятность развязывания глобальной ядерной войны или ядерного конфликта в Европе существенно снизилась. "При этом значение ядерного оружия как инструмента сдерживания для поддержания стратегического равновесия сил сохраняется", - добавил он.

Шойгу напомнил, что стремление Запада увязать контроль над обычными вооружениями в Европе с тематикой урегулирования региональных конфликтов и попытки сдерживать Россию привели к "гибели" Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Он высказал мнение, что России и ее партнерам необходимы совместные проекты, которые могли бы компенсировать дефицит доверия.