Реализация США планов по развертыванию полномасштабной ПРО приведет к выходу России из нового Договора о СНВ, ратифицированного в среду американским сенатом, заявил глава МИД РФ Сергей Лавров.
"Подчеркну, что содержание Договора недвусмысленно устанавливает взаимосвязь между СНВ и ПРО, она закреплена в преамбуле, а в тексте Договора есть статья, которая дает любой из сторон право в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств выйти из этого документа. Мы убеждены, что реализация полномасштабной глобальной ПРО США и будет таким чрезвычайным обстоятельством", - сказал министр, выступая в Госдуме, которая в пятницу рассматривает в первом чтении законопроект о ратификации российско-американского договора о сокращении стратегических наступательных вооружений. По словам Лаврова, "американцы об этом прекрасно информированы, хорошо об этом знают", передает "Интерфакс".
- Сердюков грозит "адекватным ответом", если развитие ПРО США будет нарушать стратегический баланс
"Мы, безусловно, хотим равноправного сотрудничества с США, с членами НАТО по ПРО, хотим выстроить совместную систему, опирающуюся на наши потенциалы - потенциал РФ и потенциал НАТО", - сказал Лавров. Если создать такую систему не получится и если будет реализовано "то, что республиканцы навязали в ратификационной резолюции" и если при этом будут игнорироваться российские озабоченности, то ситуация "будет совсем другой", подчеркнул глава МИД РФ. "Поэтому мы будем самым внимательным образом отслеживать всю эту ситуацию вокруг противоракетной обороны", - сказал министр.
Напомним, недавно президент РФ Дмитрий Медведев призвал НАТО подумать о совместной системе ПРО, а в случае отказа пригрозил ростом ядерного потенциала. До этого Медведев говорил о перспективе новой гонки вооружений при отсутствии уступок со стороны США в Послании Федеральному Собранию. Вслед за президентом ростом ядерного потенциала пригрозил и премьер-министр РФ Владимир Путин в интервью известному телеведущему CNN Ларри Кингу.
По словам Лаврова, заявление американских сенаторов-республиканцев о том, что увязка между стратегическими наступательными вооружениями и ПРО в новом Договоре об СНВ не является юридически обязывающей - безосновательно. "Есть несколько проблем, и одна из основных - это содержащаяся в заявлении (сенаторов) констатация, что отраженная в Договоре взаимосвязь между стратегическими наступательными и оборонительными вооружениями не является юридически обязательной для США и России, потому что она закреплена в преамбуле. Этот тезис не может быть защищен юристами", - сказал он на правительственном часе в Совете Федерации в пятницу. Лавров подчеркнул, что любой договор является единым целым и отражает совокупность договоренностей, компромиссов и баланс интересов заключивших его сторон.
Лавров заявил также, что итоговый вариант резолюции, принятый Сенатом США в ходе голосования по ратификации нового договора об СНВ, является более жестким по сравнению с проектом резолюции, который выносился на его рассмотрение. "Позиции, которыми республиканцы обусловили свою поддержку договора, отражены в ратификационной резолюции. В ней действительно есть моменты, которые ужесточают позицию по сравнению с теми положениями, которые содержались в проекте этого заявления на стадии его рассмотрения в комитетах по международным делам Сената", - сказал министр.
Он также подчеркнул, что поправки, предложенные американскими сенаторами в ходе голосования по ДСНВ и отраженные в ратификационной резолюции, не влияют на содержание самого Договора об СНВ, подписанного президентами России и США Дмитрием Медведевым и Бараком Обамой.
Лавров также заявил, что в резолюции сената США по СНВ содержится утверждение о том, что носители в неядерном оснащении не покрываются новым договором, однако это не соответствует действительности. Глава МИД РФ напомнил, что изначально в тексте договора о СНВ стратегические вооружения в неядерном оснащении включались в общие потолки вооружений, которые подлежат сокращению. "Это было, наряду с ПРО, одним из ключевых положений в нашей позиции", - подчеркнул министр.
Он также заявил, что переговоры о тактическом ядерном оружии можно будет начать только после реализации положений нового договора об СНВ. Выступая в пятницу в Госдуме, Лавров отметил, что в ратификационной резолюции к Договору по СНВ фигурирует призыв к президенту США добиваться договоренности с Россией о сокращении тактического ядерного оружия, начать соответствующие переговоры.
"Наш абсолютный приоритет заключается в том, что сначала надо выполнить обсуждаемый сегодня договор. А далее среди наших приоритетов будет задача понять, как развивается ситуация вокруг ПРО, как решаются вопросы обычных вооружений в Европе и, конечно же, удастся ли решить проблему предотвращения вывода оружия в космос", - сказал Лавров.
Минобороны РФ грозит "адекватным ответом", если развитие ПРО США будет нарушать стратегический баланс
В свою очередь министр обороны РФ Анатолий Сердюков заявил, что Россия примет ответные меры в случае, если развитие ПРО США будет нарушать стратегический баланс. "Если по полученным оценкам будут выявлены изменения существующей ситуации, мы вынуждены будем предпринять меры, которые сочтем адекватными для ответа на такие действия США", - сказал он, выступая в пятницу на заседании в Госдуме, посвященном ратификации Договора о СНВ. "Любые действия США по наращиванию системы ПРО будут нами анализироваться на предмет их влияния на потенциал сдерживания российских стратегических ядерных сил", - подчеркнул министр.
Он также заявил, что Россия в соответствии с новым Договором о СНВ будет самостоятельно определять пуски ракет, по которым телеметрическая информация подлежит передаче американской стороне. "Зафиксированный в договоре порядок обмена телеметрической информацией позволяет нам самостоятельно определять пуски, по которым может осуществляться обмен телеметрическими данными", - сказал Сердюков.
"Это позволит исключить возможность использования американцами полученных от России данных телеметрии для наращивания потенциала противоракетной обороны США", - подчеркнул российский министр. Таким образом, по словам Сердюкова, "реализация договора не нанесет ущерба военной безопасности государства и не приведет к снижению боевых возможностей и потенциала стратегических ядерных сил РФ при условии соблюдения США положений договора".