Генеральная прокуратура России обнародовала список иностранных агентств, занимающихся усыновлением российских детей с нарушением законов РФ. Прокуроры занялись этим вопросом "в связи с участившимися фактами насилия над российскими детьми, усыновленными иностранными гражданами", говорится в сообщении ведомства, передает "Интерфакс".
Согласно данным прокурорской проверки, из 87 иностранных агентств по усыновлению лишь 1 занималось своей деятельностью на законных основания, то есть имело правильно оформленную аккредитацию. У остальных же, по собранным данным, срок разрешения на подобную деятельность давно истек.
Кроме того, проверены также властные органы, которые работали с этими агентствами, сообщил официальный представитель Генпрокуратуры Виктор Потапов. Генпрокуратура упрекает также министра образования в том, что его подчиненные способствуют продолжению работы в России зарубежных агентств, которые помогают иностранцам усыновлять российских детей с нарушением закона.
Выяснилось, что благодаря потворству чиновников Минобразования, которые выдают лицензии на эту деятельность, агентства продолжали работать даже по истечении срока разрешения. "Вместо того, чтобы направить в субъекты РФ указание об истечении сроков аккредитации и прекращении их деятельности, - отмечается в представлении, - директор департамента государственной молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей С. Апатенко и его заместитель Б. Гусев в нарушение требований Семейного кодекса РФ и постановления правительства РФ, как правило, направляли на места письма о том, что вопрос о выдаче разрешений будет решен".
Генпрокуратура сообщает, что по окончании сроков аккредитации продолжали работать семь агентств по усыновлению детей в Москве, в Ставропольском крае - "Адекоп" (Испания), "СОС Бамбино Интернэшнл адопшн ОНЛУС" (Италия), в Пермской области - "Сосьете де адаптьен квебекуазе Ун гранде фамилии" (Канада), "Интернэшнл Кристиан адопшнз" (США), в Свердловской области - "Коммонуэлс адопшнс Интернэшнл, Инк." (США), в Тульской области - "Адекоп" (Испания), в Челябинской области - "Аипаме" (Испания), АСЕФА (Испания), "Бамбини Дель Аркобалено" (Италия), в Брянской области - "Фрэнк Эдопшн сентер, норт Каролина" (США)".
По состоянию на 12 мая, на территории России в установленном порядке было аккредитовано только одно представительство, констатировала Генпрокуратура. У остальных 86 представительств сроки аккредитации истекли. Несмотря на это, в течение 2004-2005 годов представительства продолжали бесконтрольно вести работу по усыновлению.
Представление направлено заместителем генпрокурора Сергеем Фридинским на имя министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко. Генпрокуратура потребовала от главы Минобразования "принять меры по устранению нарушений закона, допущенных при осуществлении деятельности в области усыновления детей - граждан РФ иностранными гражданами".
Генеральной прокуратурой в 25 субъектах РФ организованы и проведены проверки исполнения требований законов в деятельности представительств иностранных агентств, занимающихся усыновлением, и органов власти и управления России, работающих с ними. "Проверками установлены многочисленные нарушения закона в этой сфере, что, в свою очередь, является условием, способствующим усыновлению детей недобросовестными иностранными гражданами", - подчеркивается в документе.
"В нарушение требований Семейного кодекса РФ и изданных в его развитие постановлений правительства РФ деятельность иностранных агентств на территории России министерством образования РФ надлежащим образом не организована и контроля за ней не осуществляется", - подытожили прокуроры.
Минобразования вовремя не аккредитовало иностранные агентства
"Российская Генпрокуратура уже не в первый раз выражает свое беспокойство в связи с массовым усыновлением российских детей иностранцами. В последние годы случаи смерти усыновленных детей за границей участились. Только в США за последнее время погибли 12 детей. По статистике, в США уезжают более 70 процентов усыновленных детей. В законодательство необходимо внести поправку, запрещающую усыновление детей вне аккредитованных агентств", - прокомментировала проблему в интервью "Эхо Москвы" главный редактор журнала по защите прав детей в рамках конвенции ООН о правах ребенка "Защити меня" Галина Рыбчинская.
Она напомнила о последних судебных процессах над американцами, усыновивших российских детей. Самым громким процессом стало дело жительницы Чикаго Ирмы Павлис. В начале мая ее приговорили к 12 годам тюрьмы за непредумышленное убийство своего приемного сына из России. Американка так и не призналась в убийстве и в течение всего процесса утверждала, что мальчик вел себя неадекватно и был абсолютно неуправляем. Алексей умер от кровоизлияния в мозг, и суд пришел к выводу, что это произошло после сильного удара по голове.
Что касается случаев насилия над усыновленными детьми, в частности инцидента с Ирмой Павлис, то в этой ситуации было установлено, что этой женщине было трижды отказано аккредитованными агентствами, после чего она провела усыновление вне аккредитованных агентств, заявила Рыбчинская.
Другой скандал разразился в прошлом году. 7-летний Виктор из России погиб от переохлаждения в подвале дома своих приемных родителей. Семейная пара из Нью-Джерси заперла мальчика в наказание за какую-то провинность. Защита утверждала, что смерть Виктора вызвана недоеданием в детском доме, но его американских родителей все равно приговорили к тюремному заключению за создание угрозы для жизни ребенка.
Наконец, два года назад обвинение в убийстве усыновленного ребенка из России предъявили семейной паре из Пенсильвании. Но суд установил, что 5-летний Яков погиб от травмы, нанесенной ему еще в России. В новой семье он прожил только 2 месяца.
"Здесь надо различать две вещи - трагические случаи с усыновленными детьми и рутинную работу агентств, которые должны быть аккредитованы", - заметила она.
"То, что эти агентства не имели права работать, соответствует закону, тут прокуратура права", - заметила она. Однако, по словам Рыбчинской, отсутствие аккредитации у данных агентств связано со сложившейся в России ситуацией: агентства вовремя подали в министерство образования заявления на продление аккредитации, но в связи с изменением состава правительства министерство образования в конце 2004 и начале 2005 года фактически не занималось аккредитацией агентств.
По словам Рыбчинской, министерство образования не аккредитовало агентства, потому что у них не было соответствующего документа. Он появился только в конце марта или начале апреля и лишь после этого в министерстве начали работу по переаккредитации. "Поэтому эти агентства и те семьи и дети, которые уже знали о предстоящем усыновлении, были брошены на произвол судьбы, эта ситуация должна быть учтена, хотя формально прокуратура права", - сказала Рыбчинская.
"Видимо, прокуратура поняла, что наибольшую вероятность трагических исходов можно ожидать от тех случаев усыновления, которые были проведены вне аккредитованных агентств, так как с них нельзя ничего спросить в будущем. В какой-то мере здесь присутствует подмена понятий", - заметила Рыбчинская.
"Корень зла в том, что в нашем законодательстве осталась легальная возможность для любой иностранной семьи работать вне аккредитованных агентств, и сейчас люди, защищающие права детей, просят Госдуму внести поправку в законодательство, запрещающую работу вне аккредитованных агентств", - заключила она.
Абсурдными считает обвинения Генпрокуратуры директор Международного центра "Счастливые семьи" Наталья Шагинян. По ее словам, когда произошло объединение министерств науки и образования, нужно было образовать новые органы, которые занимаются усыновлением. Поэтому формальности для агентств затянулись.
Итоги прокурорских изысканий могли бы повергнуть в шок. Однако ситуация на самом деле не столь плачевна, как ее попытались представить, сообщает Yтро.ru. Источник, близкий к министерству образования, заявил, что были установлены давно устаревшие сведения и уже 17 мая 47 агентств (из числа вошедших в "черный список") вновь получили аккредитацию на свою деятельность. Очевидно, что вскоре возобновят работу на полностью законных основаниях и остальные аналогичные организации.
Большое число агентств долгое время оставалось без государственного разрешения, потому что это было связано не с их деятельностью, а с перестановками в самом Минобразования. Как только они закончились, сразу в обычном режиме началась выдача разрешений для агентств.
Вокруг прокурорской проверки складывается очень интересная ситуация. Почему прокуратура установила и, более того, позволила обнародовать устаревшие данные, которые сегодня появились в СМИ, остается большим вопросом.