Russia Today

Мосгорсуд, рассмотрев кассационную жалобу по второму делу ЮКОСа, признал законным приговор Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву, который вынес глава Хамовнического суда Виктор Данилкин. Решение первой инстанции после утверждения в кассационном порядке считается вступившим в законную силу, передает "Интерфакс".

Однако, передает ИТАР-ТАСС, Мосгорсуд смягчил наказание обоим осужденным на 1 год - до 13 лет. Таким образом, приговор Хамовнического суда Москвы все-таки изменен.

При этом Мосгорсуд снизил подсудимым в приговоре объемпохищенной нефти почти на 130 млн тонн и ее стоимость - на более чем 68 млрд рублей, о чем просила сторона обвинения.

Мосгорсуд зачитал резолютивную часть своего определения, мотивы, которыми он руководствовался при его вынесении, станут известны позднее.

"По совокупности преступлений путем частичного сложениянаказаний Ходорковскому и Лебедеву назначить 12,5 года лишения свободы. Частично присоединить к назначенному сроку неотбытое наказание по приговору Мещанского суда от 13 мая 2005 года и окончательное наказание назначить Ходорковскому и Лебедеву в виде 13 лет лишения свободы", - огласила решение Мосгорсуда одна из судей кассационной коллегии.

- Реакция публики в суде, прокуроров и защиты. Перспективы "второго дела" ЮКОСа
- Защита: в деле даже нет достоверного протокола суда
- Ходорковский предложил судьям покаяться. Если нет, остается надежда на президента
- Прокуроры: на суд давят Ходорковский, Лебедев и адвокаты. Но не власть
- Amnesty International со второго раза все-таки объявила Ходорковского и Лебедева узниками совести
- Глава европейской дипломатии разочарована решением суда

По словам адвокатов, в течение десяти дней после получения администрацией следственного изолятора уведомления суда о вступлении приговора в силу Ходорковский и Лебедев должны быть этапированы к месту отбытия наказания. Об этом должны быть извещены их родственники.

Перед вынесением решения защита настаивала в ходе заседания на абсурдности приговора, а прокуратура попросила снизить объем похищенной нефти, но не менять при этом срока заключения.

Защита Ходорковского и Лебедева во время выступления в суде, аргументируя абсурдность обвинений, предложила перенести их схему на представителей нынешнего руководства страны. В частности, тогда прокуратура может настаивать на том, что бензин в России должен стоить 60 рублей за литр, а высшие лица государства, требующие снизить стоимость топлива, должны быть привлечены к ответственности, передает "Интерфакс".

Адвокат одного из фигурантов дела Вадим Клювгант заявил, что прокуратура, ставя в вину его подзащитным торговлю нефтью внутри России не по международным ценам, фактически выступает за повышение розничных цен на бензин, до мирового уровня - 60 рублей.

"В некоторых передовых регионах уже приблизились к этой цифре", - с сарказмом сказал Клювгант, имея в виду недавний бензиновый кризис. Он добавил, что, придерживаясь версии виновности Ходорковского и Лебедева, прокуратура должна также предъявить аналогичные обвинения высшим лицам государства, которые недавно требовали снизить стоимость топлива.

Платон Лебедев в своей речи объяснил принцип стороны обвинения похожим образом - на примере разницы цен на сигареты между Лондоном и Москвой. "Пока никому не пришло в голову обвинять москвичей, покупающих сигареты в супермаркете, в хищении только потому, что эти же сигареты стоят в Лондоне в 2-3 раза дороже", - заявил Лебедев в Мосгорсуде.

"Таким образом, оплату сигарет в кассе можно квалифицировать как сокрытие преступления, а чек признать подложным. Это я изложил фабулу обвинительного заключения", - резюмировал экономист. Он напомнил, что вместе с бывшим главой НК "ЮКОС" Михаилом Ходорковским обвиняется в хищении всей добытой компанией нефти при том, что с ее продажи уплачены налоги, а вся она поступила заказчикам.

Кроме того, адвокат Лебедева Юрий Шмидт подчеркнул, что судья Хамовнического суда Виктор Данилкин вынес приговор по "второму делу ЮКОСа под давлением", и вновь потребовал возбудить по данному факту уголовное дело. "Средства массовой информации сообщали о заявлении ряда граждан, утверждавших, что приговор бывшему совладельцу НК "ЮКОС" Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву был на самом деле составлен не подписавшим и провозгласившим его федеральным судьей Виктором Данилкиным, а иными лицами", - заявил Шмидт, выступая в Мосгорсуде.

Он напомнил, что, по некоторым данным, "на судью Данилкина в течение судебного разбирательства, включая период его нахождения в совещательной комнате, оказывалось давление с целью принудить его к вынесению заведомо неправосудного приговора". Ранее с заявлениями о давлении на судью со стороны Мосгорсуда заявляли тогдашняя помощница Данилкина Наталья Васильева и бывший администратор Хамовнического суда Игорь Кравченко.

По словам адвоката, "считать эти обстоятельства установленными, разумеется, нельзя, однако в соответствии с УПК указанные сообщения наряду с целым рядом иных факторов являются безусловными поводами для возбуждения уголовного дела и проведения расследования".

"Говоря об иных факторах, я в первую очередь имею в виду само содержание приговора, поскольку оно дает весомые основания утверждать, что в своем окончательном виде он был изготовлен не председательствующим судьей, а лицами, непосредственно не участвовавшими в судебном процессе", - подчеркнул адвокат.

Вместе с тем, Юрий Шмидт считает, что на окончательную редакцию приговора по так называемому "второму делу ЮКОСа" повлияли и ряд заявлений лично премьер-министра Владимира Путина. "В ходе общения с народом из уст премьера впервые прямым текстом прозвучало обвинение бывшего совладельца ЮКОСа Михаила Ходорковского в причастности к убийствам ("руки по локоть в крови"), директивное "вор должен сидеть в тюрьме". Но защиту больше всего заинтересовало, как премьер назвал цифры похищенных и легализованных ("и это доказано судом") Ходорковским средств, которые подозрительно совпали с вмененной ему суммой", - заявил Шмидт.

"Я не думаю, я даже уверен, что судья Хамовнического суда Виктор Данилкин (председательствовавший на процессе по делу ЮКОСа) не планировал выносить оправдательный приговор, но наличие многих противоречий и нестыковок не может не навести на мысль о существенной коррекции уже написанного приговора, носившего характер фальсификации", - отметил Шмидт.

Защита: в деле даже нет достоверного протокола суда

Другой адвокат Ходорковского Вадим Клювгант назвал приговор, вынесенный его подзащитному, экспериментом над правосудием, и заявил об отсутствии в деле достоверного протокола судебного заседания.

"Задача данного суда по форме вполне рутинная, а по существу - весьма необычная, она в том, чтобы придать законную силу или легализовать результат беспрецедентного по смелости, масштабу эксперимента, поставленного над правом, экономикой, здравым смыслом", - заявил Клювгант в Мосгорсуде в ходе рассмотрения кассационной жалобы на решение Хамовнического суда.

По его словам, до сих пор в деле нет достоверного протокола судебного заседания. "Вы получили и приняли к рассмотрению дело, в котором не было на момент вынесения приговора и нет в настоящий момент, мы утверждаем это, достоверного протокола судебного заседания, а это значит - нет никакого протокола, с правовой точки зрения", - отметил адвокат.

Он сказал, что "по тому протоколу, который имеется в деле, вы, даже если захотите, не сможете установить, как в действительности проходил процесс (по второму делу ЮКОСа), и проверить доводы защиты". Он отметил, что в документе не приведено содержание заявлений адвокатов подсудимых, "не говоря уже о других многочисленных "шалостях" в виде искажения показаний свидетелей".

Ходорковский предложил судьям покаяться. Если нет, остается надежда на президента

Михаил Ходорковский, выступая с речью на заседании, обвинил судей в отсутствии независимости и напомнил о свидетельствах бывших сотрудников Хамовнического суда, согласно которым приговор писался в Мосгорсуде, где сейчас рассматривается кассационная жалоба. "Было бы как минимум противоправно с вашей стороны в такой ситуации пытаться воспрепятствовать расследованию преступлений против правосудия, давая процессуальную оценку доказательствам действий, которые вам не обжалуются по причине вашей возможной вовлеченности", - заявил Ходорковский. Текст его речи опубликован на сайте его пресс-центра.

Он также подчеркнул, что "категорически возражает против возможной попытки с вашей стороны дать оценку обстоятельствам вынесения приговора и самостоятельности судьи".

"Если сами захотите раскаяться - пожалуйста. Нет - будем ждать решения президента РФ о независимом расследовании. А пока, при кассационном рассмотрении приговора, допустим, что он вынесен без постороннего вмешательства, без нарушения тайны совещательной комнаты и суд при его вынесении действительно был независим", - отметил экс-глава ЮКОСа.

Ходорковский заявил, что "к судам нет доверия, потому что у судей нет независимости и авторитета". По его мнению, в судах общей юрисдикции работают "либо вчерашние силовики с репрессивным мышлением, либо вчерашние секретарши, без жизненного опыта, без профессионализма, но с юных лет впитавшие атмосферу зависимости, царящую в судах, и даже не представляющие, что она может быть другой". "Их таких и выбирают, чтобы легче было гнуть", - добавил он.

Ходорковский также высказал свою точку зрения на приговор и отметил противоречия. В частности, согласно первому приговору, общий объем начисленных и взысканных с ЮКОСа налогов в связи с реализацией продукции в 2000-2003 годах составил около 1 трлн рублей, тогда как стоимость всей продукции ЮКОСа, установленная в приговоре за эти же годы, также около 1 трлн рублей.

В 2005 году Мосгорсуд признал законным приговор Мещанского суда по первому делу, согласно которому Ходорковский виновен в уклонении от уплаты ЮКОСом налогов с доходов от реализации добытой нефти.

"Это - ваше собственное - решение вам сегодня предстоит не только проигнорировать, но и фактически дезавуировать. Потому что, признавая теперь законным и обоснованным приговор по второму делу, вы тем самым признаете, что никакой нефти у ЮКОСа не было (я ведь всю ее похитил в момент добычи), а значит - не было и не могло быть у ЮКОСа и доходов от ее реализации. А это, в свою очередь, значит, что и налоги платить ЮКОСу было не с чего и, следовательно, не от чего было мне уклоняться. А если был налогооблагаемый доход ЮКОСа, то нефть у него никто не похищал, но сказать это - значит признать, что второй приговор - фальшивка", - сделал вывод Ходорковский.

Обвинение просило сократить объем похищенной нефти, но не срок заключения

Гособвинение в ходе заседания попросило Мосгорсуд снизить в приговоре Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву объем похищенной нефти более чем на 100 млн тонн и ее стоимости - на более чем 68 млрд рублей. "Просим снизить общей объем похищенной нефти с 1998 по 2003 год с излагаемых в приговоре более 347,54 млн тонн общей стоимостью более 892 млрд рублей до 218,74 млн тонн стоимостью более 824 млрд рублей", - сказал прокурор Валерий Лахтин. (Прим. NEWSru.com: не очень понятно, почему прокуроры так обращаются с цифрами. Получается, что 138 миллионов тонн нефти оценили всего в 68 миллиардов - непропорциональная стоимость.)

Такую же позицию - снизить вменяемые размеры хищения по сравнению с изначальным обвинением - прокуратура занимала и в ходе прений сторон в Хамовническом суде Москвы, однако суд к ней не прислушался. Теперь об этом же гособвинение просит кассационную инстанцию, передает ИТАР-ТАСС.

Кроме того, как и в прениях сторон, гособвинение просит признать Ходорковского и Лебедева виновными по статьям 160 ("Присвоение или растрата") и 174 ("Легализация денежных средств, приобретенных преступным путем") УК РФ в редакции 7 марта 2011 года, поскольку она предполагает более мягкое наказание.

При этом Лахтин подчеркнул, что не просит сейчас снизить осужденным срок наказания, "так как в ходе прений прокуратура просила сроки уже с учетом данных поправок". В остальном гособвинение считает приговор законным и обоснованным, а потому кассационные жалобы просит оставить без удовлетворения.

Гособвинение опровергает также утверждения, что Ходорковскому и Лебедеву второй раз инкриминируют одно и то же преступление. Валерий Лахтин в Мосгорсуде заявил, что это "абсолютная ложь". "По приговору Хамовнического суда Ходорковский и Лебедев признаны виновными в присвоении той части нефти, которую три нефтедобывающих предприятия якобы продавали ЮКОСу в 1998-1999 годах, а также подставные компании в 2000-2003 годах", - сказал Лахтин.

По его словам, эта нефть по цене в несколько раз заниженной от фактической стоимости, например, за 250 рублей, переходила в полное распоряжение Ходорковского и Лебедева, которые от имени ЮКОСа и других компаний продавали ее реальным потребителям за 2,7 тысячи рублей, а полученными деньгами распоряжались сами.

"Таким образом, Ходорковский и Лебедев присвоили нефть, заплатив 250 рублей, в то время как этот ресурс реально стоил 2,7 тысячи рублей", - сказал Лахтин, отметив, что эти действия и легли в основу приговора Хамовнического суда.

Вместе с тем Мещанский районный суд Москвы в ходе рассмотрения первого дела признал предпринимателей виновными в том, что они оформляли перепродажу нефти ЮКОСа реальным покупателям не напрямую, а через ряд компаний, зарегистрированных ими же в зоне льготного налогообложения в городе Лесной Свердловской области и управляемых через подставных лиц.

"Целью этих действий было уклонение от уплаты налогов получаемой сверхприбыли от продажи похищенной нефти", - сказал Лахтин. "В чем же здесь подтверждается утверждение, что Ходорковский и Лебедев осуждены за одни и те же действия повторно?" - задал риторический вопрос гособвинитель.

Также прокуратура посчитала вопрос о том, кто являлся автором приговора - судья Данилкин или нет, - неправомерным. По словам гособвинения, защита фигурантов не предоставила доказательств того, что судья Хамовнического суда не самостоятельно писал приговор.

"Сегодня мы услышали различные версии о том, кому принадлежит авторство вынесенного приговора. Адвокаты привели свои домыслы, предположения, измышления, но не привели ни одного доказательства, подтверждающего эти обстоятельства", - сказала представитель гособвинения. Она заявила, что доводы о том, что приговор был вынесен не Данилкиным, "являются голословными".

Прокуроры: на суд давят Ходорковский, Лебедев и адвокаты. Но не власть

Представитель гособвинения считает, что в ходе судебного расследования "второго дела ЮКОСа" на судей оказывалось давление не со стороны руководства РФ, а со стороны подсудимых - Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, а также их адвокатов.

По мнению обвинителя, "доводы защиты об оказании давления на судвысокопоставленными должностными лицами государства посредствомпубличных высказываний в СМИ о виновности Ходорковского являютсянадуманными". "Попытка защитников привязать ответ руководителя страны квопросу журналистов и представить это как давление на суд - несостоятельна", - считает прокурор.

"Высокопоставленные должностные лица РФ не давали оценки предъявленному Ходорковскому обвинению и не анализировали собранные по настоящему делу доказательства", - отметил представитель обвинения.

Агентство "Интерфакс" в связи с этим напоминает, что премьер РФ Владимир Путин 16 декабря 2010 года, отвечая на вопрос о Ходорковском в ходе общения с россиянами в прямом телерадиоэфире, заявил: "Я, как известный персонаж Владимира Высоцкого, считаю, что вор должен сидеть в тюрьме, а в соответствии с решением суда Ходорковскому вменяется в вину хищение, достаточно солидное. Речь идет об уплате налогов и мошенничестве, и счет идет там на миллиарды рублей".

Со своей стороны отметим, что фразу "Вор должен сидеть в тюрьме", полюбившуюся Путину, в фильме "Место встречи изменить нельзя" герой Жеглов произносит, подкинув кошелек персонажу Кирпичу.