Самолет Ту-154, который прошлой осенью совершил невероятную аварийную посадку в таежной Ижме, а накануне вылетел на ремонт в Самару, все полгода своей стоянки привлекал повышенное внимание к этому забытому богом поселку в Республике Коми. Обе местные гостиницы ни разу не пустели, на происшествии нажились таксисты, а недоволен остался лишь главный свидетель героической посадки, рассказывает "Комсомольская правда".
Репортерам газеты, которые во время приезда в Ижму не смогли забронировать номер в гостинице, пришлось спать на бильярдном столе, на креслах в фойе или на матах в спортзале местной школы. Заработали, конечно, не только хозяева "постоялых дворов", но и таксисты: за десятиминутную поездку до самолета и обратно брали по 140 рублей. Приезжали к самолету и из соседних деревень.
Не рад возникшему ажиотажу только местный житель Федор Артеев. Его буквально затаскали по следователям как основного свидетеля происшествия. "Я в тот день был у реки. Как вдруг в ушах загудело, голову поднимаю, а в небе - огромный самолет! Он летел низко-низко, я аж голову в плечи вжал. В наших краях такие махины сроду не летали. Я сразу понял - у них там что-то неладное. Он вначале вдоль реки летел, видимо, летчики хотели на нее посадить. А потом скрылись в лесу. И тишина! Ну все, думаю, разбились... "
Артеев отправился звонить пожарным, но те не поверили ему. Однако Федор Михайлович проявил настойчивость и продолжил звонить. Наконец пожарные согласились выслать машину.
"Но самолет этот потом вновь появился! Вылетел из леса и полетел в сторону нашего аэродрома. Тогда, видимо, и увидел полосу", - изложил свои впечатления местный житель. На самом деле в это время экипаж заходил на второй круг, чтобы сбить скорость и сесть на бетонку.
Когда аэродром еще функционировал, там тоже случались авиапроисшествия. В 1977 году "кукурузник", заходя на посадку, врезался в трактор, стоявший на полосе в нарушение правил. Трактористу ампутировали поврежденную руку, пассажиры не пострадали. С тех пор и до недавних событий происшествий больше не случалось, сообщил начальник аэродрома (чей статус в годы развала понизили до вертолетной площадки) Сергей Сотников, который все годы запустения поддерживал посадочную полосу в порядке.
"Если бы во время аварийной посадки Ту-154 на полосе было какое-нибудь препятствие, то страшно представить, что могло произойти. Это происшествие было неким знаком для нашего маленького поселка. Может, знак того, что пора возрождать малую авиацию. Вы ведь, добираясь сюда, на себе испытали: люди мучаются, когда едут в большие города и обратно. Теперь грустно, что самолет улетает", - сказал Сотников.
Командир Мирнинского авиапредприятия авиакомпании "Алроса", которому принадлежит самолет, надеется восстановить его. "Мы решили перегнать отсюда самолет в Самару, где на заводе будет принято окончательное решение о его судьбе. Здесь, на месте, мы заменили лайнеру два двигателя, которые были забиты ветками и землей, поменяли подкрылки и залатали часть фюзеляжа. Еще два колеса на шасси сменили. И самолет как новенький!" - сказал Олег Варнавский. Он не исключил, что самолет и далее будет перевозить пассажиров.
К вылету готовили и аэродром: местный ОВД выставил оцепление, взлетную полосу удлинили на двести метров в каждую сторону и расширили.
Летчик-испытатель подпрыгнул от "страшного" вопроса журналистов
Перегонкой самолета через Ухту в Самару командовал Герой Российской Федерации летчик-испытатель Рубен Есаян. Когда журналисты обратились к нему со словами: "А последний вопрос можно?" - он аж подпрыгнул на месте и поправил их: "Крайний, а не последний!" Вопрос же был о том, верит ли он в суеверия. Есаян ответил: "Не верю! Все хорошо будет!" В то же время отказ от употребления слова "последний" с заменой его на "крайний" как раз и является самым известным суеверным обычаем авиаторов.
Самолет взлетел благополучно, для разгона ему хватило 800 метров. В машину залили лишь небольшую часть топлива, чтобы она взлетала с минимальной массой. Садясь за штурвал, Есаян пообещал журналистам сразу же после взлета развернуться и еще раз пролететь над полосой. Свое обещание командир корабля сдержал и помахал крыльями.
В Самаре самолет приземлился около 17:00. Он сел на запасном аэродроме завода "Авиакор", где будет проходить ремонт. "Долетели нормально, в полном соответствии с программой. Пришлось лететь с выпущенными шасси, так как самолет был поврежден при аварийной посадке в Коми. От Ижмы до Ухты добрались за 25 минут. После приземления проверили все системы. Полет от Ухты до Самары занял 2 часа 30 минут", - рассказал Есаян.
Хотя представитель авиакомпании сомневается в том, что самолет будет и далее эксплуатироваться, на заводе в этом уверены: согласно сообщению компании-производителя "Авиакор", которая приняла самолет для восстановительного ремонта, в планах авиакомпании - возвращение самолета Ту-154М №85684 на регулярные воздушные линии.