Экс-премьер РФ, лидер Российского народно-демократического союза Михаил Касьянов в понедельник, 26 февраля, был допрошен в Генеральной прокуратуре РФ в Техническом переулке по делу в отношении сенатора Андрея Вавилова.
Перед тем, как войти в здание, Касьянов назвал свой вызов в Генпрокуратуру "политическим": "Это является политическим заказом"."Это политическое давление на общественное мнение, попытка породить в обществе ощущение, что кто-то в чем-то виноват, что дыма без огня не бывает", - заявил журналистам Касьянов. По его словам, "очень жаль, что орган, который должен следить за законностью в стране, превращается в политический инструмент".
Допрос в общей сложности продлился около 40 минут, как сообщает "Эхо Москвы". По завершении допроса от Касьянова не последовало никаких заявлений. Экс-премьер лишь отметил, что был допрошен по делу сенатора Андрея Вавилова о хищении из бюджета 231 млн долларов, выделенных в 1997 году на производство истребителей для поставки в Индию. Он пояснил, какие вопросы ему задавалиследователи Генпрокуратуры. Он подчеркнул, что его "политическая работа продолжается", "все просто, все нормально".
Как отмечает "Интерфакс", охрана здания Генпрокуратуры в понедельник была усилена дополнительными нарядами милиции.
Как сообщила в минувший четверг пресс-секретарь Касьянова Татьяна Разбаш, в момент вызова Касьянов находился в зарубежной командировке, но вернулся в Россию накануне. За границей, в США, находится и сам обвиняемый Андрей Вавилов.
Наблюдатели уже не исключили, что это может стать началом уголовного преследования самого Касьянова.
Верховный суд России ранее вынес заключение о наличии признаковпреступлений в действиях члена Совета Федерации, бывшего первогозаместителя главы Минфина РФ Вавилова, передает "Интерфакс".
Таким образом, суд удовлетворил представление Генпрокуратуры РФ о выдаче заключения о наличии в действиях Вавилова признаковпреступления предусмотренных статьей 285 ч. 3 (злоупотреблениедолжностными полномочиями, повлекшее тяжкие последствия) и статьи 159 ч. 4 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере).
Как пояснил ранее сам Вавилов, речь идет о событиях 1996-1997 гг., когда он занимал пост первого замминистра финансов РФ, связанных с реализацией международного соглашения о предоставлении Россией Индии кредита для закупок российских самолетов МиГ-29. Сам Вавилов все обвинения в свой адрес отрицает, но отмечает, что Михаил Касьянов, будучи главой кабинета министров, прислушивался к его мнению и следовал его советам.
Рассказывая в эфире радиостанции "Эхо Москвы" о своей роли в переговорах с международными организациями, Вавилов сказал буквально следующее: "Сейчас почему-то говорят, что Касьянов все переговоры вел, но, честно говоря, я вам могу сказать, что он ни одного шага не ступал без моего указания". Какова роль Михаила Касьянова в упомянутой сделке с истребителями, сенатор не пояснил.
Вавилов, Касьянов и самолеты
Напомним, что в мае 2006 года Генпрокуратура РФ объявила в международный розыск бывшего председателя правления Московского инновационного банка Илью Сташевского и бывшего первого зампреда правления Уникомбанка Андрея Глориозова. Они обвиняются в соучастии в хищении в 1997 году 231 млн долларов бюджетных средств, предназначавшихся МАПО "МиГ" (ныне - Российская самолетостроительная корпорация "МиГ") для финансирования производства истребителей "МиГ-29".
При этом адвокат Глориозова Борис Кузнецов заявил тогда "Коммерсанту", что Генпрокуратуре "не нужен финансист Глориозов - им нужен Касьянов, поэтому они и активизировали расследование дела". В 1999 году Генпрокуратура допрашивала по делу МАПО Михаила Касьянова и Алексея Кудрина, занимавших тогда посты заместителей министра финансов.
По данным газеты, Касьянов помогал МАПО решить проблему с долгом. МАПО обратилась к правительству с просьбой выдать аванс под готовившийся контракт. Несмотря на то что контракт подписан так и не был, в марте 1997 года Минфин деньги выделил. На 150 млн долларов из этих средств предприятие купило облигации внутреннего валютного займа, реализовало их, а большую часть выручки перевело за рубеж, после чего деньги были похищены. Три месяца спустя МАПО получило от Минфина очередные облигации на 81 млн долларов, которые заложило под некий вексельный кредитный договор. Он не был выполнен МАПО, и облигации стали собственностью сначала "Кредитного союза", а затем Московского инновационного банка.
В рамках этого дела были арестованы по обвинению в хищениях председатель правления "Кредитного союза" Александр Баранов, бывший финансовый директор МАПО Максим Ткачев, бывший коммерческий директор этого предприятия, ставший впоследствии главой ВПК МАПО, Александр Безруков и Илья Сташевский. Однако после нескольких допросов последнего отпустили под подписку о невыезде, и он исчез. После этого дело зашло в тупик, его приостановили, а Безруков и Ткачев были отпущены из-под стражи. Затем их дела были прекращены, а в апреле этого года руководство корпорации МиГ объявило об урегулировании с Минфином вопроса о долге компании перед государством.
В 1999 году Генпрокуратура допрашивала по этому делу тогдашних заместителей министра финансов Михаила Касьянова и Алексея Кудрина.
Примечательно, что депутат Госдумы РФ Александр Хинштейн, который инициировал "дачное дело" против Михаила Касьянова, упоминал и о деле с "МиГами". В 2005 году Хинштейн заявлял, что Касьянов также имеет отношение к делу о расходовании бюджетных денег в МАПО "МиГ" в 1997 году, так как "заметал следы в этой дурно пахнущей истории". "Заметанием следов" депутат Хинштейн счел тот факт, что в 1999 году, когда Касьянов стал министром финансов, он добился подписания соглашения с МАПО "МиГ" об освобождении от уплаты пени за просрочку возврата бюджетного долга. Когда Михаил Касьянов стал главой правительства, Мерзликин возглавил его секретариат, а затем стал заместителем Касьянова в его фирме "МК-Аналитика".
В июне 2006 года Хинштейн на страницах "Московского комсомольца" снова обратился к истории с самолетами. Признав, что в материалах уголовного дела по “МиГу” нет до сих пор имен главных его фигурантов, журналист-обличитель выразил уверенность в том, что "рано или поздно это случится и никакая неприкосновенность тогда не поможет". Хинштейн также оговаривался, что не может утверждать, что "Касьянов был вовлечен в аферу с самого начала. Когда деньги воровались, он занимал скромный пост начальника департамента Минфина". Однако именно Касьянов, настаивал Александр Хинштейн, "сделал все возможное, чтобы легализовать аферу, а заодно прибрать к рукам крупнейшую оборонную корпорацию страны".