Совет Федерации одобрил в среду закон о ратификации Договора о СНВ. Документ поддержан единогласно. Как передает ИТАР-ТАСС, за него проголосовали все 137 сенаторов, участвовавших в заседании. Новый Договор о СНВ был подписан президентами России и США в апреле 2010 года в Праге. Представляя его, председатель комитета СФ по международным делам Михаил Маргелов подчеркнул, что он "снижает глобальную ядерную опасность".
Предусматривается, что РФ и США сокращают и ограничивают свои СНВ так, чтобы через семь лет после его вступления в силу суммарные количества межконтинентальных баллистических ракет, таких же ракет подводных лодок и бомбардировщиков не превысят 700 единиц. Для боезарядов на этих носителях - 1550 единиц, а для развернутых и неразвернутых пусковых установок - 800 единиц. "Право каждой стороны - самостоятельно определять состав и структуру своих СНВ", - отметил сенатор.
- Совфед подчеркнул связь между стратегическими наступательными и оборонительными вооружениями
Помимо стандартной нормы "ратифицировать" закон содержит подробно прописанные условия, на которых ратифицируется документ, полномочия президента, правительства России и палат Федерального Собрания в процессе его выполнения. В нем также уточняются исключительные обстоятельства, которые могли бы подвигнуть Москву на выход из соглашения, оговариваются возможности проведения дальнейших переговоров по другим видам вооружений.
В частности, подчеркивается, что Россия может выйти из Договора в случае нарушения со стороны американцев его положений, одностороннего развертывания США таких систем ПРО, которые "качественным образом нарушают национальную безопасность и обороноспособность РФ", а также принятия на вооружение систем в неядерном оснащении без соответствующих решений двусторонней консультационной комиссии (ее создание предусмотрено Договором).
Отдельно указывается, что положения преамбулы Договора, где прописана взаимосвязь СНВ и ПРО, должны в полном объеме учитываться сторонами и имеют всю юридическую силу. Оговаривается, что Россия будет поддерживать свой ядерный потенциал и боевую готовность, что подразумевает разработку и испытание нового вооружения.
Эти статьи стали по сути ответом российских парламентариев на ратификационную резолюцию сената Конгресса США к Договору, где отмечается, что конгрессмены не считают преамбулу Договора имеющей юридическую силу и исходят из понимания того, что США никак не ограничены в развертывании своих собственных систем ПРО.
Российская сторона неоднократно отвергала подобные формулировки. Так, глава МИД РФ Сергей Лавров пояснял, что они не могут иметь юридической силы, поскольку "любой договор во всех своих частях является единым целым и отражает совокупность договоренностей, компромиссов, баланс интересов". Что касается политического аспекта, то Россия исходит из того, что содержание преамбулы обеспечило подписание Договора. "Без нее Договора не было бы вообще", - подчеркивал Лавров. Он также указывал, что разрыв зафиксированной в преамбуле взаимосвязи СНВ и ПРО "вынудит ослабленную сторону задействовать статью, которая предусматривает выход из Договора".
Совет Федерации по аналогии с Госдумой принял также Заявление, в котором высказал свою позицию "по вопросам сокращения и ограничения стратегических наступательных вооружений".
Сенат Конгресса США ратифицировал Договор 22 декабря 2010 года. Госдума приняла соответствующий закон накануне, 25 января. Сегодняшнее решение Совета Федерации фактически подводит черту под парламентским этапом процесса. Теперь свою подпись под документами о ратификации должны поставить президенты обеих стран, затем произойдет обмен ратификационными грамотами, с этого момента он вступит в силу.
Совфед подчеркнул связь между стратегическими наступательными и оборонительными вооружениями
Вслед заратификацией Договора по СНВ Совет Федерации принял специальное заявление.Как передает "Интерфакс", в документе отмечается, что в Совете Федерации "придают особоезначение тому, чтобы выполнение Россией нового Договора об СНВсопровождалось последовательной реализацией политических, экономическихи военно-технических мер по обеспечению надежности и эффективностироссийского стратегического потенциала".
Совет Федерации считает принципиально важным, что в Договоресодержится признание РФ и США "наличия взаимосвязи между стратегическиминаступательными вооружениями и стратегическими оборонительнымивооружениями, возрастающей важности этой взаимосвязи в процессесокращения стратегических ядерных вооружений".
В заявлении также отмечается, что сокращения СНВ, которые будутпредприняты США и РФ в соответствии с новым Договором, "ведут квозникновению качественно новой ситуации в сфере ядерного разоружения".Уменьшение количественного разрыва между ядерными арсеналамидоговаривающихся сторон и других членов "ядерной пятерки" позволитвнести в повестку дня вопрос о перспективах подключения кроссийско-американским разоруженческим усилиям других государств,обладающих ядерным оружием.
Российские сенаторы считают, что дальнейшие шаги по сокращению иограничению стратегических наступательных вооружений и нестратегическихядерных вооружений "могут рассматриваться в контексте неукоснительногособлюдения принципа равной и неделимой безопасности и с учетом всейсовокупности факторов, влияющих на стратегическую стабильность".
Совет Федерации, говорится в заявлении, обращается к главегосударства с предложением приложить настоящее заявление к ноте в связис обменом грамотами о ратификации Договора между РФ и США.
Совет Федерации отмечает, что заключение договора, подписанного вПраге в апреле 2010 года, "является значительным шагом в областиядерного разоружения и убедительным подтверждением приверженности РФсвоим обязательствам, закрепленным в статье VI Договора онераспространении ядерного оружия от 1 июля 1968 года.
Выполнение нового Договора будет отвечать интересам национальнойбезопасности и упрочению режима нераспространения ядерного оружия. Приэтом Совет Федерации поддерживает заявление Госдумы "О поддержаниибоевой готовности и развитии стратегических ядерных сил РФ, ядерногоружейного комплекса и работающих в данной организацийоборонно-промышленного комплекса".
Сенаторы исходят из того, что договор "является результатомкомпромиссов и все его положения тесно взаимосвязаны". Реализациядокумента возможна только с учетом всех закрепленных в нем принципов иположений, включая те из них, которые содержатся в преамбуле.