НТВ

Европейский суд по правам человека в Страсбурге Европейский суд по правам человека удовлетворил 26 июля сразу две жалобы против официальной Москвы от жителей Чечни. Это дело "Мусаев и другие против России" (ПОСТАНОВЛЕНИЕ) и "Мусаева и другие против России" (ПОСТАНОВЛЕНИЕ).

Суд признал виновным в массовых зверствах ОМОН и обязал правительство РФ выплатить потерпевшим 143 и 130 тысяч евро соответственно, плюс оплатить все судебные издержки - более двух десятков тысяч евро. Ранее в 2007 году Страсбургский суд вынес пять решений по "чеченским делам", и все не в пользу России.

Обе жалобы затрагивают события 2000 года. Дело - "Мусаева против России" о похищении силовиками мирных чеченских жителей. В семье Мусаевых в селении Гехи похитили двух сыновей, позже их нашли убитыми. Второе дело, "Мусаев и другие против России", можно спутать с первым, если не знать сути. Речь в нем идет об одном из самых кровавых эпизодов второй чеченском кампании - в селении Новые Алды, и поэтому решение Евросуда в этом случае можно считать знаковым, уверен глава правозащитного центра "Мемориал" Олег Орлов.

- Дело о "зачистке" в селении Новые Алды
- Дело об убийстве в селении Гехи
- Россия проиграла еще один иск - о нарушении права на свободу собраний
- Совет Федерации: не надо драматизировать
- Решения Европейского суда по " чеченским делам" в 2007 году

Россия является самым крупным поставщиком дел в Европейский суд по правам человека, и большинство из них приходят из республик Северного Кавказа, отмечает радиостанция "Эхо Москвы". Сравниться с Россией по количеству чеченских жалоб в европейский суд по правам человека может разве что только Турция с ее курдской проблемой. Чаще всего в Страсбург идут с заявлениями по похищению людей, убийствам, незаконным арестам, уничтожения имущества.

Если Евросуд принял их документы к рассмотрению это удача, говорят эксперты, поскольку около 90% поступающих к ним заявлений отклоняется. Из оставшихся исков примерно 80% удовлетворяются. Во многом иски касаются преступлений, совершенных военнослужащими. Прокуратурами эти дела также рассматриваются, однако по разным причинам многие из них закрываются. К примеру, в связи с амнистией или смертью обвиняемого.

Из Чечни в Страсбургский суд поступает также множество жалоб на проведение неэффективного расследования обстоятельств смерти или применения пыток в отношении родственников заявителей. Страх перед преступниками часто заставляет чеченцев отказываться от идеи пойти в суд.

Дело о "зачистке" в селе Новые Алды

В иске "Мусаев и другие против России" пятеро жителей Чечни обвиняли федеральные власти в военных преступлениях при зачистке пригорода Грозного Новые Алды 5 февраля 2000 года.

К 5 февраля боевики давно уже прошли мимо села Новые Алды. Однако днем в село вошли подразделения ОМОНа - как удалось выяснить значительно позже, санкт-петербургского. И тогда началась зачистка. Как рассказывали жители несколько дней спустя, у них требовали денег, золота, расстреливали женщин и стариков.

Истцы, 11 родственников которых были тогда убиты, утверждают, что люди в омоновской форме всего убили 56 мирных жителей (включая стариков, женщин и детей), совершили множество грабежей, изнасилований и поджогов.

Жалобы, которые направили Юсуп Мусаев, Сулейман и Тамара Магомадовы, Малика Лабазанова и Хасан Абдулмежидов, были приняты к рассмотрению 13 декабря 2005 года по статьям 2 (право на жизнь), 3 (запрет пыток) и 13 (право на эффективные средства правовой защиты) Европейской Конвенции о правах человека.

Их интересы в суде представляли базирующийся в Лондоне Европейский адвокатский центр по правам человека (EHRAC) и российская правозащитная организация "Мемориал".

Все заявители, кроме Магомадовых, сами были свидетелями массового расстрела в поселке Новые Алды и прилегающих кварталах Грозного. Юсуп Мусаев был свидетелем убийства 9 человек, семеро из которых были его родственниками. У Сулеймана Магомадова были сожжены двое братьев. Не исключено, что заживо. Тамара Магомадова была женой одного из убитых братьев Магомадовых. Хасан Абдулмежидов избежал расстрела, поскольку находился в доме соседей.

Малика Лабазанова во дворе собственного дома стала свидетельницей убийства троих человек, своих родственников со стороны мужа - 60-летней женщины, 70-летнего старика и 47-летнего инвалида. Все трое были расстреляны за то, что не смогли собрать требуемую сумму в качестве выкупа за свою жизнь.

Рассмотрев свидетельские показания, Европейский суд признал Россию виновной, сообщает "Кавказский узел". Суд счел, что Россия несет ответственность за смерти 11 родственников заявителей, убитых федеральными военнослужащими.

Страсбургские судьи пришли к выводу, что родные истцов были убиты сотрудниками санкт-петербургского ОМОНа, проводившими операцию в Новых Алдах. "Российское правительство не дало никаких объяснений обстоятельств смерти (мирных граждан) и не представило оснований для оправдания действий военных, применивших чрезмерную силу", - говорится в судебном заключении.

Россию обязали выплатить на всех истцов 143 тысяч евро компенсации и 20 тысяч евро судебных издержек. Компенсация сравнительно небольшая, отмечает "Эхо Москвы". Как отмечают правозащитники, единственный положительный момент, это то, что деньги по приговорам Европейского суда Россия исправно платит.

В заключении суда говорится, что за шесть лет после событий в Новых Алдах российские органы прокуратуры "не достигли никаких значимых результатов в установлении и преследовании личностей, совершивших преступления". Также не были своевременно установлены личности погибших и проведены допросы свидетелей. Такие "необъяснимые задержки и бездействие", по мнению европейских судей, "нельзя расценить иначе, как потворство происшедшему".

Этим событиям был посвящен вышедший в 2000 году доклад "Мемориала" "Зачистка: Поселок Новые Алды, 5 февраля 2000 г.". В докладе приведен список 56 жертв. Свой доклад о произошедшем под названием "Новые Алды: резня 5 февраля" подготовила тогда и правозащитная организация Human Right Watch. Оба расследования привлекались судом в качестве свидетельств.

Правительство РФ не отрицает проведение "специальной операции" в Новых Алдах федеральными силами в этот день (ОМОН ГУВД Санкт-Петербурга), но утверждает, что их участие в убийстве родственников заявителей следствием не доказано. Правительство России отказалось предоставить Европейскому суду копию материалов уголовного дела, ссылаясь на его секретность, несмотря на неоднократные требования.

По словам главы EHRAC Филиппа Лича, "суд использовал беспрецедентную по осуждающей силе лексику, признав ответственность российских военных за убийства мирных граждан". "Поскольку суд установил, что именно специальные милицейские силы (ОМОН) совершили это злодеяние, не может быть оправдания отказу в передаче виновных в руки правосудия", - заявил правозащитник, которого цитирует BBC Russian.

По мнению сотрудника "Мемориала" Александра Черкасова, решение Страсбургского суда развенчивает миф о триумфальной победе российской армии в начале 2000 года, сообщает "Эхо Москвы". Зачистка в селении Новые Алды и другие дела, уже рассмотренные в Страсбурге, доказывают, что большинство операций проводилось уже после ухода боевиков, среди мирных жителей, отметил он.

Дело об убийстве в селении Гехи

Второе дело, решение по которому в четверг в Страсбурге объявили, касается жителей чеченского селения Гехи Али и Умара Мусаевых, которых арестовали военнослужащие федеральных сил 8 августа 2000 году после того, как в селе был подорван БТР. Через месяц на местном кладбище отец братьев Мусаевых в присутствии местных властей эксгумировал четверо тел, двое их которых принадлежали его сыновьям и несли следы насильственной смерти.

После неудачных попыток добиться справедливости на территории России, мать погибших, Аминат Мусаева, вместе со своим супругом обратились в Страсбургский суд, который принял их жалобы в 2001 году. В сегодняшнем решении Евросуд постановил, что Россия должна заявителям выплатить возмещение морального ущерба в размере 130000 евро и судебных издержек в размере 285 евро, сообщает Prague Watchdog.

Совет федерации: не надо драматизировать

Глава комитета по конституционному законодательству Совета федерации Юрий Шарандин считает, что государство должно уменьшать число обращений россиян в Страсбург, и единственный способ - совершенствование внутрироссийских судебных процедур. Они должны стать такими, чтобы у граждан РФ не возникало необходимости обращаться в Европейский суд.

Сенатор не склонен драматизировать ситуацию с обращениями российских граждан в Европейский суд по правам человека в Страсбурге. "Когда суд, в том числе Страсбургский, принимает решение в пользу гражданина, это вовсе не означает, что суд принимает решение против государства", - сказал в интервью "Интерфаксу" Шарандин, комментируя, недавние решения Страсбургского суда.

"Главная задача государства в таких случаях - больше не повторять ошибок, поскольку речь идет о споре гражданина и государства. И восстановление справедливости всегда идет на пользу государству", - считает Шарандин.

Он не согласен с мнением о том, что слишком много россиян обращается в Страсбургский суд и выигрывают там дела. "Проигрывают все государства, если суд признает жалобу допустимой", - пояснил Шарандин, который занимает пост заместителя руководителя российской делегации в Парламентской Ассамблее Совета Европы (ПАСЕ).

По его словам, Россия занимает далеко не первое место по числу дел, рассмотренных в Страсбургском суде и решенных в пользу гражданина. По словам сенатора, в 2006 году, например, в Страсбургский суд обратились более 300 граждан Украины, в то время как от России поступило всего 102 жалобы.

"Поэтому все разговоры, что Россия по числу жалоб занимает лидирующие позиции, не состоятельны, и все, кто об этом говорит, пусть изучают статистику", - посоветовал Шарандин.

Касаясь сумм, которые получают российские граждане в качестве компенсации, он высказал мнение о том, что эти суммы вполне адекватны. По его словам, они отражают мнение Страсбургского суда о степени нарушения прав гражданина.

Решения Европейского суда по "чеченским делам" в 2007 году

21 июня 2007 года было вынесено решение по "делу Битиева и Х против России". Суд признал, что задержание Зуры Битиевой было произведено 25 января 2000 г. без соблюдения гарантий, предоставленных Конвенцией и российским правом: не было решения прокурора о ее задержании, ей не было предъявлено и никаких обвинений. Однако она более месяца провела в заключении в условиях, признанных Европейским судом бесчеловечными и унижающими человеческое достоинство. Зура Битиева содержалась в СИЗО Чернокозово, правовой статус которого не был урегулирован - страсбургские судьи осудили Российскую Федерацию за заключение заявительницы в незаконной тюрьме. Суд также признал, что убийство Зуры Битиевой и членов ее семьи в мае 2003 г. было произведено российскими военнослужащими, а властями России не было проведено эффективного расследования.

5 июля 2007 года было опубликовано решение по "делу Алихаджиева против России". Суд признал, что Руслан Алихаджиев был задержан у себя дома российскими войсками и должен считаться погибшим, т.к. со времени его ареста о нем не было никаких новостей. Суд постановил, что Руслан Алихаджиев стал жертвой насильственного исчезновения - одного из грубейших нарушений ст. 5 Конвенции. Суд также признал, что Зура Алихаджиева была подвергнута бесчеловечному обращению, поскольку не могла получить информацию от российских властей о судьбе своего сына. Кроме этого, суд решил, что не было проведено эффективного расследования обстоятельств исчезновения Руслана Алихаджиева.

12 июля 2007 года в решении по "делу Магомадов и Магомадов против России" Евросуд признал, что Аюбхан Магомадов был задержан у себя дома в селе Курчалой российскими властями и стал жертвой насильственного исчезновения. Поскольку о нем не было никаких сведений с момента задержания, суд решил, что Аюбхан Магомадов должен считаться умершим, а ответственность за его смерть несут российские власти. Суд постановил, что обстоятельства исчезновения не были эффективно расследованы, а непредоставление Якубу и Аюбу Магомадовым информации о судьбе их брата в течение многих лет является бесчеловечным обращением. В то же время, суд не нашел доказательств того, что задержание Якуба Магомадова в 2004 года было связано с подачей им жалобы в Европейский суд.

10 мая 2007 года - по делу о похищении и убийство Шамиля Ахмадова, который был задержан во время крупномасштабной операции федеральных сил в городе Аргун в марте 2001 года.

5 апреля 2007 года - - по делу об исчезновении и убийство Шахида Байсаева, который был задержан во время операции, проводимой сотрудниками ОМОН в селе Подгорное в марте 2000 года.

Ключевые решения Страсбургского суда по Чечне

Первое решение Евросуда по похищению человека в Чечне было по делу Яндиева. 25-летний Хаджимурат Яндиев пропал в январе 2000 года. Иск в суд был подан от имени его матери Фатимы Базоркиной. Она увидела в новостях, как российский генерал Баранов отдает приказ о расстреле ее сына. Москву обязали выплатить Базоркиной компенсацию в размере 35 тысяч долларов.

Одно из самых известных дел по похищению людей это дело Нуры Лулуевой. В постановлении Евросуда по правам человека указывалось, что женщина была задержана людьми в масках и увезена на БТРе. Ее тело было обнаружено позже рядом с убитыми людьми, задержанными вместе с ней. Государство знало о похищении в тот же день, однако расследование началось почти месяц спустя. Детям Лулуевой было присуждено 70 тысяч евро компенсации.