Вести

В Госдуме подготовлен ко второму чтению закон "Об общественном контроле за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания". В закон внесена поправка, позволяющая ведомствам самим устанавливать порядок посещения проверяющими тюрем и колоний, пишет газета "Новые известия". По мнению правозащитников, такая поправка превращает закон в фикцию, потому что для посещений будет установлено одно время, а для пыток - другое.

Сейчас правозащитники контролируют происходящее в местах лишения свободы, организовывая свои каналы связи с заключенными или в индивидуальном порядке договариваясь с администрацией каждого учреждения. Руководитель комитета "За гражданские права" Андрей Бабушкин рассказал НИ, что заключенные сообщают жалобы по мобильным телефонам либо передают с освобождающимися.

Исполнительный директор движения "За гражданские права" Лев Пономарев сообщил, что "ситуация везде разная". В одних тюрьмах заключенные жалуются на плохие бытовые условия или отсутствие медицинской помощи. Но, по его словам, 41 из 765 российских колоний являются "пыточной", где людей избивают как администрация, так и другие заключенные, наделенные такими же правами, как администрация. "Случаи убийств подаются как суицид, хотя мы по фотографиям видим, что людей избивали", - заявляет Пономарев. По словам правозащитника, в эти колонии не пускают даже адвокатов, которые имеют ордер на встречу с заключенными.

В Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН), в свою очередь, говорят, что проблем с организацией посещений тюрем и колоний нет, так как в минувшем году за решеткой в качестве визитеров 4,5 тыс. раз побывали журналисты и правозащитники. Начальник пресс-бюро ФСИН Александр Сидоров сказал НИ, что "правозащитники правозащитникам рознь", и "одни действительно хотят заниматься своим делом", а другие "больше горлопанят, чтобы привлечь внимание к своей персоне, и у нас с ними, естественно, сложные отношения".

Между тем Россия занимает второе место после США в мире по числу заключенных на душу населения. Численность заключенных в России за январь-февраль нынешнего года выросла на 12 тыс. и составила 883 тыс. человек. При этом, по данным ФСИН, половина заключенных имеют психические нарушения, каждый 15-й болен туберкулезом, каждый 25-й является носителем вируса СПИДа. Условия содержания в российских тюрьмах неоднократно становились предметом разбирательства в Европейском суде по правам человека в Страсбурге.

В России до сих пор законодательно не закреплено право общественности контролировать ситуацию в местах лишения свободы. Борьба за закон, позволяющий правозащитникам контролировать соблюдение прав человека в местах лишения свободы, ведется в России уже больше 10 лет. В 1996 году разработать такой закон правительство РФ поручило МВД и Минюсту. Первый проект закона "Об общественном контроле за обеспечением прав заключенных" был внесен в Госдуму в 1998 году и прошел все три чтения, однако затем был отклонен Советом Федерации и позже снят с рассмотрения Госдумой. В октябре 2000 года группа депутатов внесла новый законопроект "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания". Законопроект предполагал создать в каждом регионе наблюдательную комиссию численностью от 3 до 10 человек, члены которых выдвигались бы общественным объединением, а затем утверждались уполномоченным по правам человека в РФ. Наблюдателем мог стать любой гражданин старше 25 лет, не имеющий неснятую или непогашенную судимость, не служащий в силовых структурах и не занимающийся адвокатской практикой. Осенью 2003 года закон в первом чтении приняла еще прошлая Госдума, после чего работа над ним замерла.

Но в том варианте законопроекта, который на днях рекомендовал к принятию во втором чтении комитет Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций, появилась поправка. Наблюдателям хотят разрешить посещать места принудительного содержания людей "в порядке, установленном соответствующим органом исполнительной власти", в ведении которого эти места принудительного содержания людей находятся.

Эксперт Института прав человека Лев Левинсон говорит, что "в правовом смысле регулирование подконтрольным ведомством полномочий своих контролеров - это нонсенс". Правозащитники настаивают на том, чтобы наблюдатели получили право проходить в места принудительного содержания без специального разрешения и без предупреждения или уведомления.