www.mvdinform.ru

Глава МВД России Рашид Нургалиев разрешил россиянам бить его подчиненных, если те нарушают закон. Как передает ИТАР-ТАСС, такое заявление Нургалиев сделал в четверг на встрече с курсантами московского университета МВД РФ на базе ОМОН "Зубр" в подмосковном Щелкове.

Примечательно, что вопрос о беспределе в органах министру задал ребенок: маленький воспитанник спортивной школы "Самбо-70". Вопрос звучал так: "Сейчас много случаев, когда милиционеры нападают на граждан, можно ли лишить милиционеров права на неприкосновенность?".

Министр упростил слова ребенка: "Я так понимаю, что ты спрашиваешь, может ли гражданин дать сдачи, когда на него напал милиционер?" "Если гражданин не преступник, если он идет спокойно и ничего не нарушает - то, да. Если это нападение, то должна быть самооборона", - сказал министр.

"Мы все равны, а гражданин равен вдвойне", - заключил глава МВД РФ.

- Завершив речь о беспределе, министр свернулся в кольцо
- Сокращений в МВД не будет
- Правозащитники сочли заявление Нургалиева здравым: евсюковых надо бить сзади по затылку
- Но есть мнения против: можно только сделать еще хуже
- На фоне громких милицейских скандалов слова министра звучат едва ли не как насмешка

Нургалиев признал, что "случаев преступных нападений сотрудников милиции сейчас, действительно, много".

"Преступник в погонах - это преступник, это вдвойне преступление, так как мы ожидаем от милиционера помощи", - сказал министр. Он добавил, что в ведомстве идет процесс очищения. "Это не кампанейщина, мы такого не терпим, такой процесс идет и будет идти, - заявил Нургалиев. - Мы не терпим эти преступления, не замалчиваем их. Мы должны переболеть этим, начиная от участкового и до министра внутренних дел".

Глава МВД пояснил, что по каждому случаю нападения сотрудника милиции на невиновного человека, идет проверка. "Мы выезжаем на место с уполномоченным по правам человека, с правозащитниками, либо на место едет наша бригада, которая выясняет все обстоятельства произошедшего", - сказал министр, добавив, что каждый такой факт - личная трагедия для него.

Министр добавил, что если нападение совершает милиционер, "то это преступник в форме, которого надо изолировать и посадить". Отметим одну характерную вещь: ровно в те минуты, когда информ гентства цитировали эти слова, из Санкт-Петербурга пришла новость: суд не стал арестовывать милиционера Романа Буркова, подозреваемого в избиении задержанного, который скончался в больнице.

"Мы должны этим переболеть и, работая в открытости и наступательности, доказать, что мы, органы внутренних дел, стоим на страже закона и защите людей", - сказал Нургалиев, эту цитату приводит "Интерфакс".

"Сотрудник милиции должен быть там, где человеку сложно, прийти ему на помощь и сделать все для защиты его здоровья, прав и свобод", - отметил глава МВД.

В свою очередь начальник Управления информации МВД генерал-майор милиции Валерий Грибакин пояснил ИТАР-ТАСС, что если поведение сотрудника милиции выглядит неадекватно и если с его стороны звучат необоснованные угрозы и тем более, если ли он применяет насилие, то в такой ситуации граждане вправе оказывать ему сопротивление".

Здесь "возникает институт крайней необходимости и самообороны", подчеркнул Грибакин. "Если гражданин не нарушает общественный порядок, не совершал преступления и не находится в розыске, у сотрудника милиции нет повода предъявлять ему претензии", - пояснил представитель МВД.

Сокращений в МВД не будет

Глава МВД Рашид Нургалиев на встрече с курсантами пообещал, что милиция будет управляемой и востребованной структурой.

Отвечая на вопрос о том, будут ли в милиции сокращения личного состава, Нургалиев сказал: "Мы не будем сокращать, будем активизировать, создавать структуру так, чтобы она была управляема и востребована".

Поясняя свои слова, министр привел примеры возможного перераспределения личного состава внутри ведомства. "Сегодня мы на одну функцию используем 5-6 человек, например, патруль, - сказал Нургалиев. - Сейчас им на помощь перешли камеры, системы наблюдения, и, следовательно, мы можем маневрировать личным составом".

Глава МВД также добавил, что в настоящее время идет более жесткий отбор кандидатов на должности в органах. А говоря об оптимизации милиции, он сообщил о желании сократить ряд задач, которые выполняют сотрудники. "У милиции сейчас есть избыточные, несвойственные ей функции, от которых мы будем избавляться", - пояснил глава МВД, добавив, что речь, в частности, идет о работе по выявлению наркотиков, и медвытрезвителях. "Милиционеры могут доставить граждан в вытрезвитель, но сотрудников, которые могут оказать дальнейшую помощь, у нас нет", - сказал Нургалиев.

Завершив речь о беспределе, министр свернулся в кольцо

В рамках визита курсантам Московского университета МВД Рашид Нургалиев показал свой личный комплекс упражнений, который позволяет существенно повысить работоспособность, передает "Интерфакс".

В кабинете психологической регуляции глава МВД снял китель и показал курсантам, как самостоятельно делать массаж головы, пальцев и ладоней рук.

Затем он продемонстрировал так называемое "скручивание" в положении "сидя по-турецки" и "в позе лотоса". Министр завершил зарядку упражнением "кольцо" - лежа на животе и сцепив руки и ноги за спиной, чем вызвал аплодисменты.

"Человек должен владеть своим телом, тогда он - мужчина. Тот, кто не владеет своим телом, - не живет, а существует", - похвастался Нургалиев.

По его словам, график работы в милиции очень напряженный и подобные упражнения "позволяют мобилизоваться, сконцентрироваться, получить уверенность и спокойствие".

"В милиции суеты не терпят. Тот, кто пытается все догнать - проигрывает", - добавил министр.

Правозащитники сочли заявление Нургалиева здравым: евсюковых надо бить сзади по затылку

Глава старейшей в России правозащитной организации Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева сочла здравым заявление главы МВД России Рашида Нургалиева о праве граждан на самооборону.

"Если входит майор Евсюков и начинает палить из пистолета, почему нельзя его стукнуть сзади по затылку, чтобы он не убивал людей?", - заявила Алексеева "Интерфаксу".

"Это очень здравый подход. У нас люди уже давно боятся милиции больше, чем бандитов. Сейчас закон расценивает самооборону граждан как нападение на сотрудника милиции, и это неправильно", - сказала Алексеева.

Вместе с тем, Алексеева возмутилась словами главы МВД о том, что факты убийств граждан сотрудниками милиции - это временное явление, которым нужно "переболеть".

"Сколько лет мы будем болеть, и сколько человек за это время погибнет? Надо не болеть, убивая граждан, а кардинально менять милицию.Если милиция убивает граждан, то она нездорова. Она создана не для того, чтобы убивать граждан, а для того, чтобы их охранять", - сказала глава МХГ.

Кстати, правозащитники и активисты оппозиционных организаций готовят в субботу митинг в Москве с призывом реформировать правоохранительные органы. Их беспокоят участившиеся случаи насилия со стороны милиции в отношении гражданских лиц.

Но есть мнения против: можно только сделать еще хуже

Однако у известного адвоката Игоря Трунова речь Нургалиева вызвала бурю негодования. "Если граждане примут это к действиям, то им может грозить вплотьдо пожизненного лишения свободы", - полагает он.

Напомним, Трунов представляет интересы пострадавших по делу майора милиции Дениса Евсюкова, устроившего стрельбу в супермаркете в Москве.

"Граждане должны понимать, что сопротивление сотрудникам милиции -одно из тяжких преступлений. Какая тут к черту самооборона?!Сопротивление сотруднику милиции карается жестко, как оно из самых тяжких преступлений", - заметил адвокат.

Самооборона - это адекватный ответ, рассуждает Трунов. Угрожают оружием - и обороняться надо оружием. "Поэтому просто ужас то, к чему призывает один из ведущих юристов нашей страны. Это же будет расцениваться, как сопротивление представителям власти", - пояснил адвокат.

При этом Трунов добавил, что "если что-то менять, то это должна быть законодательная инициатива и должны быть внесены поправки в УК РФ".

"Суть в том, что это менталитет большого начальника. Он по-прежнему не понимает куда мы идем, а мы идем в правовое государство, где все регламентировано законом, а не начальником или исполнительный властью", - заметил адвокат.

Глава Московской коллегии адвокатов, член Общественной палаты РФ Генри Резник тоже не советует россиянам "давать сдачи". По его словам, практика показывает, что сотрудники милиции, допускающие противоправные действия, сами могут назвать себя потерпевшими и дать соответствующие показания. "Это будет стоить себе дороже", - предупредил Резник.

По его мнению, даже при наличии свидетелей гражданину трудно доказать свою правоту. "Здесь очень большие проблемы. А тем более, что если с ним рядом еще один, если их там двое нарушителей закона, то в таком случае, вообще, к гадалке не ходи. Определенно их показания будут взяты за основу. И это использование конституционного права выйдет боком гражданину", - сказал адвокат.

В свою очередь, зампред комитета Госдумы по безопасности Геннадий Гудков (фракция "Справедливая Россия") тоже не разделяет мнение главы МВД РФ.

"Я считаю, что обычный человек не имеет права дать отпор, физически противодействовать представителю органов власти даже в том случае, если милиционер ударит его или начнет избивать ногами", - сказал Гудков. При этом он пояснил, что ни в коем случае не следует давать такой отпор, поскольку "в 99% случаев гражданин усугубит свою вину, была она или нет, и следствие, и суд обвинят его в оказании сопротивления представителю власти".

Гудков отметил, что своим взрослым сыновьям он всегда советовал не вступать ни в какие словесные пререкания, если к ним почему-либо вдруг подойдут милиционеры. "Я им всегда говорил и говорю: не вступайте в пререкания с милиционерами, а тем более в физический контакт с ними", - отметил он.

На фоне громких милицейских скандалов слова министра звучат едва ли не как насмешка

Между тем, на фоне ряда громких скандалов с сотрудниками МВД - от бойни, устроенной майором Евсюковым до насмерть забитого милиционером в Москве уроженца Абхазии - слова Нургалиева воспринимаются едва ли не как насмешка. От представителей общественности все чаще звучат призывы кардинально менять систему, когда вооруженные стражи закона, пользуясь правом сильнейшего, идут войной против своих же граждан, которых они должны защищать. Однако выходит, что людям предлагают защищаться против пистолета и дубинки голыми руками.

В День милиции 10 ноября Нургалиев выступил с беспрецедентно жестким и самокритичным обращением к сотрудникам и ветеранам органов внутренних дел. Он назвал 2009 год особенно сложным и тяжелым для всей российской милиции - из-за трагедии, произошедшей по вине Евсюкова. Он заявил тогда, что руководители подразделений, которые принимают на службу людей и выдают им удостоверения и оружие, "должны понимать, что это оружие должно быть направлено только в сторону преступников, а не нацелено на мирных граждан".

Однако на этом же фоне разразился другой громкий скандал, когда майор Новороссийского УВД Алексей Дымовский в серии видеообращений к Путину выступил с разоблачениями и серьезными обвинениями в адрес своих коллег в частности и российской милиции в общем. Но эту критику министр и многие другие чиновники встретили в штыки: майор был уволен за клевету, хотя служебная проверка по его обвинениям еще не закончена.

Острая реакция на этот счет последовала опять же от общественности. Так, политолог, ведущий научный сотрудник Института географии РАН Дмитрий Орешкин сравнил МВД с мафиозной структурой, опирающейся на закон молчания: "Тот, кто разглашает внутренние дрязги, подлежит изгнанию, уничтожению, позорной казни - и после этого труп находят с камнем во рту".

"Нам всем остается только друг другу посочувствовать, потому что эта система нацелена на то, чтобы воспроизводить и защищать себя, но вовсе не нас с вами", - сделал вывод эксперт.

В среду депутат-единоросс Андрей Макаров, выступая на пресс-конференции, заявил, что милицию сегодня боятся больше, чем бандитов, и высказал мнение, что реформы в такой ситуации уже не помогут, как и смещение руководителей министерства. По его убеждению, МВД можно только ликвидировать, сломав тем самым всю пагубную систему в корне.

Впрочем, в партии власти поспешили откреститься от слов Макарова, заявив, что он высказал личное мнение гражданина и адвоката, но не депутата "Единой России".