Следственный комитет РФ не согласен с отказом в возбуждении уголовного дела по факту убийства в Сирии подполковника Олега Пешкова, пилота сбитого турецким истребителем бомбардировщика Су-24. Военные следователи вынесли отказное постановление "в связи с невозможностью установления и розыска" подозреваемых. Дело может быть расследовано на международном уровне или с участием спецслужб.
Газета "Коммерсант" со ссылкой на источники в СКР и главной военной прокуратуре пишет 27 апреля, что 24 ноября прошлого года, когда был сбит российский самолет, в составе российского военного контингента отсутствовали военные следователи, так что материалы по делу пришлось собирать сотрудникам военной полиции Сирии и командованию российской авиабазы Хмеймим.
Были установлены очевидные вещи - Су-24 был сбит ракетой "воздух - воздух", выпущенной турецким истребителем F-16C. Олег Пешков успел катапультироваться. Во время приземления его расстреляли боевики. Морпех Александр Позынич погиб во время спасательной операции.
Главный подозреваемый стал известен после того, как полевой командир Альпарслан Челик взял на себя ответственность за убийство российского летчика. Задержать и допросить гражданина Турции, воевавшего в Сирии, было затруднительно, в связи с этим было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.
Однако 30 марта в одном из ресторанов турецкого Измира местные власти задержали вернувшегося из Сирии Селика за незаконное хранение оружия. Вопросов по поводу убийства российского военнослужащего турецкая полиция не задавала.
Россия пыталась добиться разбирательства, однако, как пишет "Коммерсант", переговоры шли по линии МИДа, который не является участником международных уголовно-правовых отношений. По некоторым данным, в Анкаре дали понять, что обсуждать вопрос готовы только в рамках официально проводимого Россией расследования.
Как утверждает высокопоставленный источник "Коммерсанта", в главном следственном управлении СКР рассматривается вопрос о возбуждении уголовных дел о гибели пилота Пешкова и других российских военнослужащих в Сирии. Основанием может стать ст. 12 УК РФ, которая позволяет следственным органам инициировать уголовное преследование иностранцев, совершивших преступления против "интересов России" или российских граждан за границей. Издание полагает, что если международное поручение Генпрокуратуры РФ по поводу следственных действий с Челиком будет проигнорировано, за дело возьмутся российские спецслужбы. Отметим, по одной из версий, задержание полевого командира было инсценировано для того, чтобы уберечь его от внесудебного преследования.
Позднее 27 апреля в комментарии "Интерфаксу" главный военный прокурор РФ Сергей Фридинский заявил, что уголовное дело по факту гибели в Сирии российского военного летчика должно быть возбуждено. Все вопросы по этому поводу он переадресовал в СКР.
Напомним, российский бомбардировщик Су-24 был сбит турецкими ВВС 24 ноябре 2015 года. В Анкаре утверждают, что самолет нарушил турецкое воздушное пространство. В Минобороны РФ это отрицают. Экипаж самолета успел катапультироваться, но один из пилотов, Олег Пешков, был убит огнем с земли. Турецкая сторона не принесла Москве официальных извинений. Президент России Владимир Путин назвал действия Турции "ударом в спину" и подписал указ о мерах по обеспечению нацбезопасности и специальных экономических мерах в отношении Турции.
Вскоре после инцидента Альпарслан Челик выступил с заявлением о том, что российских пилотов расстреляли его бойцы. В качестве доказательства он показал журналистам часть парашюта. Челик объяснил, что убийство россиянина стало местью за бомбардировки местных туркменов.
Челик - сын экс-мэра города Кебан, избранного на пост от ультраправых националистов.
Владимир Путин присвоил Пешкову звание Героя России (посмертно). Позынич, погибший в ходе эвакуации выжившего штурмана бомбардировщика Константина Мурахтина, награжден орденом Мужества.