В день начала оглашения приговора по второму уголовному делу против Михаила Ходорковского и Платона Лебедева журнал The New Times опубликовал интервью экс-главы ЮКОСа, которое было подготовлено еще к 15 декабря, но в связи с переносом заседания на 27 декабря вышло в печать только сейчас.
Отвечая на вопрос, какую цель преследуют заявления премьера РФ Владимира Путина о том, что у "Ходорковского кровь на руках", хотя ни в одном судебном и следственном документе таких фактов нет, и собирается ли он подавать иск о клевете, защите чести и достоинства к главе правительства, бывший руководитель нефтяного гиганта высказал мнение, что "Путин доказывает своему электорату свою правоту, справедливо полагая, что ему верят больше, чем его Басманному правосудию". А любой иск к Путину с его стороны в условиях Басманного правосудия бессмыслен, добавил он.
На вопрос издания, почему Путин так боится Ходорковского, знает ли экс-глава ЮКОСа что-то, чего опасается премьер, или Путин боится, что Ходорковский станет политическим лидером протеста, Ходорковский ответил так: "Вмешательство Путина, если оно произойдет, станет известно скоро. Прагматизма в подобном шаге не вижу, но страхи часто иррациональны".
На вопрос, есть ли у него сейчас сомнения в том, что судье Данилкину не позволят самостоятельно вынести приговор, Ходорковский ответил: "Теперь знаю. Прокуроры убеждены - команда есть. Чья? Пока только догадываюсь, но очень скоро это узнают и поймут все. Они крайне ленивы, и в ином случае писать к прениям проект приговора не стали бы".
В обществе есть устойчивое мнение, что президенту Дмитрию Медведеву невыгоден обвинительный приговор, но решение будет принимать Путин, продолжает издание. На просьбу высказать мнение по этому вопросу Ходорковский высказался следующим образом: "Принятие окончательного решения, минуя президента Медведева, в моем случае невозможно. Судебная система - его сфера ответственности. Статья 90 УПК РФ, без нарушения которой обвинительный приговор невозможен, - его закон. Обещание верховенства права - его обещание. Посмотрим, ждать осталось недолго..."
На вопрос, могут ли как-то повлиять на его судьбу жалобы разных сторон к России в связи с ЮКОСом, рассматриваемые сейчас в Страсбурге и Гааге, или российским властям просто "плевать" на это, Ходорковский ответил: "Нынешний процесс, позиция прокуратуры - прямое заявление о незаконности налоговых претензий к ЮКОСу. Пройти мимо такой взаимоисключающей позиции национальной судебной системы ни Страсбург, ни Гаага не смогут. Почему властям плевать? Мне трудно объяснить. Даже не в деньгах дело, хотя и деньги "на кону" немалые. Но почему их не беспокоит репутация лгунов? Лжесвидетелей? Не знаю. Возможно, в их "параллельной реальности" они не видят разницы между Басманным судом и просто Судом. Тогда их ждет сюрприз".
На вопрос издания, почему власти боятся выпустить его на свободу сейчас, когда ЮКОС уже отобрали, его коллег по ЮКОСу либо посадили, либо выгнали за границу, бизнес "нагнули", Ходорковский ответил: "Нам их не понять. У НИХ голова по-другому устроена. Уже давно народ нашей страны и ОНИ живут в параллельных реальностях, которые не пересекаются. Убедился за семь лет. Исключения - редкость".
В то же время Ходорковский не теряет оптимизма. По его словам, он верит в то, что российские граждане смогут, "вопреки традиции последнего столетия, вопреки страшным потерям, понесенным нашим народом, его пассионарной частью, воплотить мечту о справедливом, успешном обществе, обществе, имеющем будущее".