Немецкий историк Себастьян Штоппер, исследование которого о деятельности партизан в Брянской области в годы Великой Отечественной войны неожиданно было включено в российский федеральный список экстремистских материалов, рассказал о новых фактах, обнаруженных им в процессе изучения темы, и заявил, что не собирался проводить ревизию истории и преуменьшать преступления нацистов. Как отмечает обозреватель Deutsche Welle Ефим Шуман, который пообщался с историком, решение о признании работы Штоппера экстремистской кажется удивительным, в том числе и потому, что его диссертация еще пока даже не опубликована.
Сам историк признался, что не знает, какие именно материалы исследовали сначала экспертная комиссия, а потом и Брянский суд. Он отметил, что в приговоре суда говорится о каких-то его публикациях в интернете, базирующихся на результатах исследований, приведенных в диссертации. Отметим, что, в частности, в 2010 году на сайте Брянской областной научной универсальной библиотеки появилась переведенная на русский язык статья Штоппера на эту тему "Смерть немецким эшелонам!" Борьба брянских партизан против снабжения Вермахта. Один из разделов работы красноречиво называется "Очковтирательство брянских партизан". Над диссертацией ученый работал три года.
"В любом случае я знаю, что я не экстремист, экстремистские взгляды не разделяю и никогда их не высказывал. В частности, я не оправдывал действия немецких оккупантов или карателей", - заявил Штоппер в интервью DW.
Примечательно, что поначалу к немецкому ученому в России отнеслись весьма благосклонно: Первый канал сделал о нем сюжет, журнал "Огонек" напечатал статью, а руководство Брянской области пригласило его на прием. Однако потом отношение изменилось - ранее историк в интервью "Радио Свобода" предположил, что это связано с тем, что он в своей работе написал о меньшем вкладе партизан в победу над фашизмом, чем принято было считать в России.
Как рассказал ученый DW, изучая архивы, он обнаружил резкое отличие цифр - разницу в приводимом сторонами числе партизан на Брянщине, солдат и офицеров вермахта и СС, которые были брошены на борьбу с ними, жертв с обеих сторон. По мнению Штоппера, у вермахта не было никаких причин фальсифицировать эти данные, которые указывались во внутренних отчетах, поэтому следует считать их более близкими к реальности. В то время как партизанские командиры с 1941 года и до изгнания немцев с Брянщины в 1943 году сообщали о 150 тысячах уничтоженных фашистов, исследователь насчитал их всего около 10 тысяч. Число пущенных под откос эшелонов они преувеличили примерно вдвое, утверждает историк.
В то же время ученый отметил, что, несмотря на обнаруженные фальсификации, он не хочет принижать заслуги партизан в борьбе против национал-социализма. "Меняются цифры, но не суть и оценка партизанского сопротивления", - добавил он.
В диссертации Штоппера также приводится тезис, который мог не понравиться экспертной комиссии: о том, что население Брянщины вовсе не поддерживало партизан так однозначно, как это официально считается российскими историками. По словам Штоппера, неоднозначное отношение становится понятным, если учитывать, что гражданское население оказалось между фронтами, причем как оккупанты, так и партизаны стремились привлечь местных жителей на свою сторону, запугивали, отбирали продукты. Как утверждает автор диссертации, партизаны тоже нападали на села, которые работали на немцев, и тоже терроризировали местное население, правда, в гораздо меньших масштабах, чем фашисты.
Как заверил Себастьян Штоппер, он не собирался проводить "ревизию" истории, "релятивировать" ее, замалчивать преступления нацистов. "Наоборот: я раскрываю новые. Моя цель - создать полную, правдивую, объективную картину партизанского движения на Брянщине", - подчеркнул он.
Советский районный суд Брянска признал записи Штоппера в интернете, посвященные истории партизанского движения, экстремистскими 5 ноября 2013 года. В апреле 2014-го его заметки были включены в федеральный список экстремистских материалов. Недавно немецкий журнал Der Spiegel написал, что следователи заинтересовались публикациями Штоппера в "Живом журнале" после того, как он провел несколько публичных акций против присоединения Крыма к России.