Вынесение приговора обвиняемым Ходорковскому, Лебедеву и Крайнову по делу ЮКОСа продолжает в пятницу оставаться в центре внимания иностранной прессы. В пятницу наступил 10-й день, когда судьи по очереди сидя зачитывают приговор.
Как пишет Die Welt, повторяющаяся изо дня в день в московском Мещанском суде "сцена становится все более абсурдной". Судья "скороговоркой", так, что "ничего не понятно даже слушателям, сидящим в первых рядах", "отбарабанивает" свою часть. Мелькают названия параграфов, шифров, регистрационных номеров, между которыми "невозможно установить взаимосвязь".
"Слух улавливает только обрывки слов", пишет Die Welt, статью которой публикует Inopressa.ru. Даже у Евгения Бару, возглавляющего группу защитников обвиняемого вместе с Ходорковским Платона Лебедева, по его признанию, возникают проблемы. Несмотря на то что он сидит рядом со столом судей, он иногда не может что-то расслышать, а в чем-то просто не видит никакого смысла.
Монотонное чтение не трогает Ходорковского и Лебедева. Они сидят в своей выкрашенной в серый цвет металлической клетке, которая являет собой "насмешку над презумпцией невиновности". Ходорковский читает, Лебедев разгадывает кроссворды. Они всегда заявляли, что невиновны. Наблюдатели между тем сошлись на том, что процесс "имеет глубокую политическую подоплеку" и что "в этой игре замешан Кремль".
Прокурор Дмитрий Шохин, выступающий обвинителем в этом процессе, который "юристы и организации по правам человека называют фарсом", "уже стал его победителем", пишет газета. На плечах полковника юстиции "ярко блестят три свеженькие звезды". За последнее время его уже дважды повышали. По отдельным пустым местам в зале суда, за которые еще несколько дней назад велась ожесточенная борьба, Die Welt заключает, что тактика затягивания вынесения приговора - "если это, конечно, тактика" - действует.
Улица перед зданием суда перегорожена, асфальт разворочен. Сторонников Ходорковского держат на значительном расстоянии от зала суда. Причина: "на улице ведутся строительные работы", которые, по словам стоящего в оцеплении милиционера, "давно запланированы". "Только никто не работает, во всяком случае днем. Рабочие на строительных машинах дремлют и занимаются тем же, чем и участники процесса в душном зале суда: они ждут".
Американская International Herald Tribune считает происходящее в Мещанском суде "судебным фарсом с трагическим подтекстом". Дело Ходорковского являет самый последний пример "политической и судебной корректности" в России при президенте Владимире Путине. "Джордж Оруэлл в своем романе "1984" называл подобное "демагогией". В "2005" Путина заключение в тюрьму - это освобождение, а показательный процесс - правосудие", - пишет газета.
Для Путина и его кремлевского окружения самое важное - показать, что никто не ставит себя выше государства, когда речь идет о власти, влиянии и деньгах. В своих поступках Путин и силовики, на которых он полагается больше всего, руководствуются советскими подходами, ведь они работали в спецслужбах и правительственных структурах. В их мире Путин - это олицетворение государства, чуть ли не "помазанник Божий", как предыдущие правители-цари, пишет International Herald Tribune.
На протяжении всей российской истории было сложно принять и уважать частную собственность и неограниченные свободы граждан. Противостояние между президентом и олигархом олицетворяет, по мнению газеты, борьбу "старой и новой" России, между "тоталитарными принципами прошлого" и "современными западными ценностями демократии, свободы и рыночной экономики". Путин является "апологетом старых российских и советских ценностей", которые связаны с "сильным государством и автократическим режимом". Ходорковский же представляет собой образец "современного предпринимателя и индивидуалиста", "чуждый российской культуре и менталитету".
"После эпохи Михаила Горбачева мы наблюдаем за созданием нового российского общества, в котором все игроки пытаются найти баланс между государством и гражданином, публичным и частным, коллективным и индивидуальным. Это равносильно тому, что происходит землетрясение, зоной которого являются ошибки российской истории. Трагедия Ходорковского заключается в том, что он оказался в эпицентре этого землетрясения. Трагедия России - в том, что страна все еще остается заложником своего прошлого", - заключает издание.