Первый канал

В российско-таджикских отношениях разгорается громкий скандал. Посол Таджикистана в Москве получил резкую отповедь в российском внешнеполитическом ведомстве после того, как Душанбе выразил свой протест в связи с нарушением Москвой прежних договоренностей. Так было воспринято в Таджикистане заявление президента России Дмитрия Медведева о том, что Россия не станет участвовать в строительстве гидроэлектростанций в Центральной Азии без согласия на то соседних стран. Эта позиция была озвучена в ходе визита российского президента в Узбекистан.

Как пишет газета "Коммерсант", в Душанбе с ревностью следили за визитом Дмитрия Медведева в Узбекистан, с которым у Таджикистана традиционно сложные отношения. И, продолжает издание, худшие опасения подтвердились.

В Узбекистане президент России затронул вопрос дефицита воды, крайне остро стоящий в Средней Азии. Согласно его заявлениям, необходимое условие участия России в строительстве ГЭС в регионе - "общее согласие всех сторон". В Душанбе сочли, что в вопросе о нормах использования рек, протекающих по территории двух государств, Москва заняла сторону Узбекистана. Об этом сообщает "Независимая газета".

Ранее Москва проявляла готовность участвовать в завершении строительства Рогунской ГЭС, а также еще трех гидроэлектростанций на внутренних реках Таджикистана. Тогда речь не шла о согласовании этих планов с соседними странами, хотя в Ташкенте считали, что строительство ГЭС приведет к значительному сокращению поступления воды на узбекские земли.

В протестной ноте Душанбе говорится: "Таджикская сторона выражает недоумение относительно нынешней позиции российской стороны, озвученной в Ташкенте, которая не сходится с высказанной ранее готовностью РФ принять участие в завершении строительства Рогунской ГЭС на двусторонней основе".

Душанбе пошел на обострение отношений с Москвой в крайне сложный для себя момент, пишет газета "Коммерсант". Мировой кризис нанес сильнейший удар по таджикской экономике. Переговоры об участии РФ в строительстве жизненно важной для страны Рогунской ГЭС практически зашли в тупик. Таджикистан последовательно отвергает предложения России, которая в обмен на финансирование и доводку проекта требует не менее 51% акций будущего предприятия. В одиночку завершить строительство ГЭС Таджикистан не в состоянии, замечает "Независимая газета".

В этих условиях президент Таджикистана Эмомали Рахмон решил пойти на дипломатический демарш и тем самым подтолкнуть Москву к серьезным переговорам, пишет "Коммерсант". Однако Москва восприняла таджикскую ноту не как приглашение к диалогу, а как резкий и необоснованный выпад.