Moscow-Live.ru

Министерство юстиции прорабатывает поправки в законодательство о противодействии коррупции, чтобы декриминализировать случаи, когда правонарушение происходит из-за "обстоятельств непреодолимой силы". Уведомление об этом опубликовано на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

В уведомлении говорится, что действующее законодательство не предусматривает освобождения от ответственности, если соблюсти запрет или избежать конфликта интересов невозможно в силу "объективных причин".

- Transparency International: Россия все ближе к коррупционному дну

Как пишет газета "Ведомости", примеры "обстоятельств непреодолимой силы" Минюст пообещал привести после общественного обсуждения опубликованного уведомления. В разработке поправок принимают участие МВД, Следственный комитет, Генеральная прокуратура и Министерство труда и социальной защиты.

Согласно разъяснению Минэкономразвития от 2016 года по поводу закона о госзакупках, обстоятельствами непреодолимой силы являются стихийные бедствия (наводнения, пожары, землетрясения), диверсии, военные действия, изменения законодательства и другие непредвиденные чрезвычайные ситуации, возникшие после заключения контракта и повлиявшие на его исполнение. Гражданский кодекс относит к таким обстоятельствам землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуху, ураган, цунами, сель, военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки.

Зампред комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Александр Башкин пояснил Daily Storm, что речь может идти и о неправильно заполненных декларациях.

"Любой чиновник обязан подавать сведения о доходах и расходах своих и членов семьи. Если эти сведения поданы неточно, то следует ответственность. Но давайте посмотрим, всегда ли супруги оказываются в курсе всех дел своих вторых половинок? Я думаю, что не всегда", - отметил он.

По словам Башкина, чиновник несет непосредственную ответственность за сведения о себе. Если же речь идет о супруге, то "теоретически он может не знать о наличии у нее каких-либо активов, а потом о них становится известно всем".

Позже во вторник Минюст объяснился по поводу готовящихся послаблений. Законопроект готовится в соответствии поручением, прописанным в Национальном плане противодействия коррупции на 2018-2020 годы и утвержденным указом президента РФ, сообщили ТАСС в ведомстве.

Там рассказали, что понимается под обстоятельствами непреодолимой силы и "объективными причинами", не позволяющими соблюдать антикоррупционные запреты. Так, проблематично соблюдать запрет занимать руководящие должности родственниками в моногородах, закрытых административно-территориальных образованиях, отдельных районах Крайнего Севера "и других образованиях, характеризующихся отдаленностью, малочисленностью и тому подобное", объяснили в Минюсте.

"Кроме того, не всегда бывшие члены семьи государственного служащего соглашаются представлять сведения о доходах и расходах общих детей, а также имеются случаи, когда несоблюдение антикоррупционных запретов, ограничений, требований и неисполнение обязанностей связано с длительным тяжелым заболеванием", - сообщили в пресс-службе.

Минюст также привел в пример Крым, где чиновники не могут закрыть счета в украинских банках, как того требует закон, из-за отношений между Украиной и РФ, добавляет РИА "Новости".

Изменения потребуется внести в закон "О противодействии коррупции" и в Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (утвержденное указом президента РФ от 1 июля 2010 года).

По мнению замгендиректора "Трансперенси интернешнл - Россия" Ильи Шуманова, документ выглядит как лазейка, позволяющая чиновникам еще успешнее избегать наказания за коррупцию. Шуманов отметил, что смягчение антикоррупционного законодательства наблюдается уже нескольких лет. Так, в прошлом году были инициированы поправки, позволяющие не увольнять чиновника за коррупционное правонарушение, а лишь выносить ему выговор.

Федеральная служба охраны в начале этого года подготовила поправку к закону о госзакупках, позволяющую проводить торги на закрытых электронных площадках. По мнению экспертов, таким образом в ФСО намерены сделать процедуру закупок еще менее прозрачной, хотя это несет в себе немалые коррупционные риски.

В декабре прошлого года Следственный комитет сообщил, что с 2011 года ущерб от коррупционных преступлений составил 123 миллиарда рублей. Как рассказал председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин, коррупционная тенденция энергично развивается и в этой сфере появляются преступные организации и сообщества. В качестве примера Бастрыкин привел уголовное дело в отношении экс-главы Республики Коми Вячеслава Гайзера, который был признан участником группировки, стремившейся к захвату "высокорентабельных предприятий региона или к установлению контроля над ними с целью незаконного обогащения".

В частности, в 2010 году преступным сообществом была организована незаконная приватизация ГУП "Птицефабрика "Зеленецкая", акции которой стали якобы принадлежать подконтрольному злоумышленникам юрлицу. Кроме того, членам ОПС инкриминируется хищение денежных средств республиканского ОАО "Фонд поддержки инвестиционных проектов", а также получение взяток за назначение на руководящие должности и общее покровительство предпринимателям. В итоге причиненный ОПС ущерб в СК РФ оценили в 3,5 миллиарда рублей,

Бастрыкин также назвал сферы, где чаще всего встречаются коррупционные преступления: правоприменительная деятельность - более 55 тысяч преступлений, наука и образование - 27 тысяч, социальное обеспечение и здравоохранение - 19 тысяч, финансовая деятельность - около 11 тысяч.